Эффект ореола, также называемый гало-эффект (англ. halo — сияние, ореол; лат. effectus — результат, действие) — это когнитивное искажение восприятия действительности. (Когнитивное — связанное с работой мозга; когнитивное искажение — отклонение в мышлении из-за моральных, социальных либо эмоциональных причин, стереотипов, субъективных убеждений). Оно проявляется в том, что формируется общее мнение о человеке на основе первого впечатления или какой-нибудь выразительной черты характера.
Явление это очень распространенное, присуще практически всем людям. Даже пословица есть: «Встречают по одежке, провожают по уму». Правда, исследования говорят, что безусловно верна лишь ее первая часть. «Провожают» не обязательно «по уму», так как дальнейшее отношение к человеку во многом обусловлено именно этим (часто ошибочным) первым впечатлением. Эффект справедливый не только для людей. В отношении брендов, покупок, услуг и т.п. наблюдается то же самое. Еще одна особенность в том, что он работает в обе стороны, то есть, общее впечатление бывает, как позитивным, так и негативным.
История
Впервые эффект ореола был описан педагогом и психологом из США Эдвардом Ли Торндайком (1874-1949). В 1920 г. в статье “A Constant Error in Psychological Ratings” он опубликовал результаты эксперимента, проведенного в 1915 г. Суть его в следующем. Офицерам было предложено дать характеристики своих солдат по двум группам критериев. В первую входили физические данные, такие как аккуратность, спортивные успехи, наличие командирского голоса и т.п. Во вторую — черты характера и умственное развитие. По итогам оценок была замечена четкая связь между обеими группами. Физически более развитые подчиненные во всех случаях оценивались выше и по личностным параметрам. Они характеризовались как умные, лояльные, надежные, ответственные, с лидерскими качествами. И наоборот, более тщедушные солдаты получали худшие оценки по морально-интеллектуальным данным.
Впоследствии Торндайк проводил исследования по респондентам различных профессий. И сделал вывод, что людям свойственно наделять определенными качествами тех, кого они не знают лично, в зависимости от рода занятий. Например, учителей считают работоспособными и исполнительными. Летчиков — ответственными и самоотверженными, отличными кандидатами на руководящие должности.
Позже другие специалисты продолжали изучение эффекта ореола. Дж. Монахан в 1941 г. доказал, что обвиняемые с привлекательной внешностью имеют больше шансов на оправдательный приговор суда присяжных. Приблизительно в то же время группа ученых обнародовала результаты исследований, согласно которым карьера политика зависит от его внешности. Люди не слишком доверяют молодым, предпочитают лиц возраста не ниже среднего, со строгими и серьезными чертами лица. В 2011 г. психологи Мур, Перретт и Филипп доказали, что если человека считают умным, то ему автоматически приписывают качества, не связанные с уровнем интеллекта: коммуникабельность, харизматичность и т.п.
Почему это срабатывает?
Правильная общая оценка человека, равно как бренда, услуги, покупки и т.п. чрезвычайно важна. Тогда почему люди выносят суждение по первому впечатлению, если оно нередко оказывается ложным? Потому что так проще. Механизм срабатывания уходит корнями в древнюю историю. Испокон веков индивидуум, который был сильным и смелым бойцом, вел себя уверенно и выглядел привлекательно, имел больше шансов на выживание.
Постепенно такое понятие закладывалось в подсознание. Со временем к нему подключались похожие стереотипы по уму, богатству, красоте, востребованной профессии и др. Формировался «опыт поколений». А простому человеку жить по «намертво врезанным в мозги» установкам намного легче, чем каждый раз долго присматриваться, сопоставлять, выносить правильное суждение. К тому же не все (далеко не все!) способны оценить другого человека, особенно если это надо сделать быстро, совсем не легко разобраться кто что собой представляет. Лучше уж так вот, «с первого взгляда». А что при этом могут быть ошибки … что ж, как говорится, «на войне — не без убитого».
Предпосылки
Особенно ярко гало-эффект проявляется при наличии определенных предпосылок:
- Человек имеет ярко выраженные отличительные особенности: вызывающая прическа, оригинальная одежда, харизматичное поведение и др. Они притягивают внимание. Мозг в таких случаях с трудом абстрагируется от доминанты, из-за чего оценка по ней же и производится. Притом, в какую сторону особенность (плюс или минус), такой и вердикт. Понравилась прическа — молодец, не понравилась, значит, «дурак — не дурак, но и умный так не сделает».
- Нет времени. Часто встречающаяся ситуация. В спешке некогда что-то там анализировать. Тогда мозг «хватается за соломинку» и по внешнему виду выводит первое впечатление. Которое потом, обычно, таким и остается, изменить его можно, но очень трудно.
- Избыток информации. Когда мозг получает слишком много данных за небольшое время, а тут еще «принесло кого-то», то на вдумчивую оценку просто не хватает ресурсов. Тогда в экономном режиме формируется поверхностное впечатление, напрягаться уже нет сил, да и просто не хочется.
- Неинтересно. Если новый человек (товар, услуга) не вызывает особого интереса, так и разбираться ни к чему. Вывод по первому взгляду и ладно. Ошибся — тоже не беда.
- Стандартные ассоциации. Если человек в очках — значит, наверное, умный (читает много), в костюме — деловой, серьезный (представительный вид) и т.п.
Где встречается эффект ореола
Поскольку эффекту ореола подвержены практически все люди, то и встречается он, по большому счету, во всех сферах человеческой жизни. Тем более, что, по результатам исследований нейробиологов Массачусетского технологического университета, на изучение внешности и составление первичного мнения мозг тратит 13 миллисекунд. Вот где масса возможностей «пойти по легкому пути» и сэкономить силы на тщательном анализе собеседника!
В личных отношениях в процессе экспресс-оценки индивидуума играет роль не только физическая привлекательность. Важны одежда и обувь, пирсинг и татуировки (их наличие либо отсутствие), манера и тональность разговора, невербальное поведение. Покупая товар, потребитель часто смотрит на дизайн и «переносит» красивый внешний вид на функциональные возможности и качество.
«Избыток информации — зачастую помеха не меньшая, чем недостаток…» Софи Ханна
В ходе собеседования в отделе кадров прилично одетый уверенный в себе кандидат имеет преимущество перед остальными. Ошибка неопытных HR-менеджеров заключается в том, что иногда они пренебрегают более квалифицированными претендентами, которые пришли в скромной одежде и не способны бойко отвечать на вопросы.
В медицине физически развитых людей с привлекательной внешностью априори считают более здоровыми и реже обследуют, что негативно отражается на их здоровье (выводы психологов британского университета Сент-Эндрюс).