Вокруг только и разговоров, как потратить мало и заполучить высокие охваты. У вас есть два варианта, за один — вы заплатите бессонными ночами и потраченным временем, второй — большой рекламный бюджет. Если вы выбираете первый вариант, то эта статья именно для вас. Команда проекта БУДЬ в UA делится набитыми шишками на PR-инструментах с экстремально низким бюджетом!
Инструмент #1. Используйте сторителлинг!
Обратите внимание, что за каждой успешной компанией стоит захватывающая история! Хотите, чтобы о вас писали и говорили? Создайте легенду! Успех сторителлинга зависит не от количества набранных символов, а от количества преодолений, с которыми вы справились на своём пути. Рассказ должен быть интересным и полезным. Воспользуйтесь схемой:
- Начало. С чего все началось, как пришла идея?
- Завязка. Какие трудности вас ждали на пути? Поддерживал ли вас кто-то или наоборот вы герой-одиночка?
- Развязка+выводы. Как решили/не решили проблему? И к каким выводам пришли?
Ваша история должна быть с ноткой надежды и вдохновения. Люди хотят видеть варианты лучшего будущего, ведь факапов в сети и так достаточно.
Кейс БУДЬ в UA: как бросить успешную карьеру на ТВ и создать локальный маркет украинских брендов. История создания проекта — это история двух журналисток Алины Щербины и Екатерины Дорошевской, которые бросили успешную карьеру на телевидении в столице, чтобы развивать рынок украинских брендов в родном Днепре. Звучит впечатляюще! Но на деле всё было не так: первых участников приходилось буквально уговаривать показать свой бренд на маркете. Алина и Екатерина по 12 часов в день проводили за звонками — никто не верил в успех маркета в регионе. Но первый маркет произвёл настоящий фурор в Днепре! Желающих участников становилось в 2-3 раза больше, чем фактически могли разместить на площадке!
Результат: На сегодня в мероприятиях от команды БУДЬ в UA участвовало 1 или больше раз 2597 брендов! А историю двух журналисток опубликовали 37 раза в СМИ, основатели маркета 70 раз повторили её в интервью для ТВ, а в городе 3 года из уст в уста пересказывают историю двух журналисток, которые взяли и смогли! (Всего у проекта БУДЬ в UA за 3 года 300 упоминаний в СМИ).
Как это работает в других бизнесах? Расскажите будущему или настоящему клиенту захватывающую историю, о том как вы пришли к созданию собственного бизнеса. Добавьте душевности своей истории, какую-то личную информацию. Зачем вам это надо? Конечно же ради PR, потому что именно такие истории любят СМИ и с большим удовольствием публикуют. Именно такие истории запускают «сарафанное» радио и выделяют ваш бренд среди остальных!
Инструмент #2. Найдите партнеров!
Партнерство или коллаборации — это путь к развитию бизнеса, путь к усилению бренда. Он не из простых, но мы ведь не ищем лёгких путей, правда?
В первую очередь вам нужно определить цели, которые вы хотите достичь. Определитесь, что вы хотите получить: увеличить охват, повысить узнаваемость, закрепить имидж, привлечь новую аудиторию, вывести на рынок новый продукт или просто уменьшить затраты? Теперь решаем, кто может стать вашим партнёром.
Найдите 5, 10, 20 компаний с похожей и/или с той аудиторией, которая вам интересна и предложите им партнерство. Главное, что вас должно связывать — это общие цели и ценности. Если вы задумали большой проект, а не просто обмен листовками и постами в соцсетях, тогда вам нужно тщательно подготовиться.
Кейс БУДЬ в UA: коллаборация с металлургическим заводом Интрепайп. Что международную компанию-производителя труб и украинские бренды? БУДЬ в UA! Интерпайпу нужны были надёжные подрядчики для изготовления корпоративных подарков. БУДЬ в UA — репутация, имидж и узнаваемость в корпоративных кругах. Так компании и стали партнёрами. Команда БУДЬ в UA отобрала 50 украинских производств, 10 лучших рекомендовали на конкурс. По итогу этой коллаборации спустя 5 месяцев появилась лимитированная коллекция свитшотов для завода Интерпайп. Свитшоты получили сотни партнёров компании по всему миру.
Результат: Во-первых, такое сотрудничество закрепило имидж компании для украинских брендов и показало, что команда БУДЬ в UA помогает развиваться украинским брендам и ищет возможности для дизайнеров. Во-вторых, Интерпайп устроили громкую презентацию, которая, конечно, же принесла охваты! Мы получили 30 упоминаний в соцсетях, дали 20 интревью, нас упомянули 100 раз до, во время и после презентации проекта. В-третьих, мы показали себя, как хорошие партнеры и продолжаем работать с Интерпайп дальше!
Как это работает в других бизнесах? Если вы бренд одежды — проведите фотосессию с брендом обуви и аксессуаров. Таким образом вы можете не только разделить расходы, но и обменяться аудиторией. Если вы фотограф — советуем подружиться с шоурумами, в которых сможете брать одежду для съёмки. Делаете крафтовый сыр? Тут еще проще! Объедините свои усилия с крафтовой винодельней. Благодаря такой удачной коллаборации вы сможете разделить расходы за участие в маркетах и ярмарках, а для клиентов еще один плюсик — все в одном месте.
Инструмент #3. Ивент-маркетинг!
Если вы не используете ивенты, как PR-инструмент, тогда у нас для вас две новости: хорошая — у вас точно еще нет седых волос, плохая — вы потеряли большой пласт аудитории. Если без шуток, то презентации, вечеринки, лекции, ярмарки и воркшопы — это отличная возможность продвигать ваш бизнес. Такие мероприятия помогут вам повысить узнаваемость и лояльность, вы расширите круг активных клиентов, создадите правильный имидж и репутацию.
Кейс БУДЬ в UA: бранч со стилистом в БУДЬ в UA showroom.
Для привлечения целевой аудитории мы создали бесплатный ивент — бранч со стилистом. Для Днепра это был новый формат, который привлек колоссальное внимание. Мы договорились о партнерстве со стилистом, для которой наша аудитория — это потенциальные клиенты. Всего за 4 дня, с помощью только мероприятия в Facebook, мы собрали полный зал. Девушки получили не только бесплатное шампанское и полезные знания, но и новые знакомства.
Результат: Мы существенно повысили узнаваемость нового шоурума, гостьи делали посты в соцсетях, рассказывали подругам. Это запустило сарафанное радио! Но самое важное — продажи выросли! Гостьи стали фанатами и амбассадорами бренда, даже после 1,5 года они продолжают приходить к нам за покупками. Наш стилист запустила курс, на который стали записываться гости бранча.
Как это работает в других бизнесах? Бесплатные ивенты. Вы должны быть готовы, что бесплатные ивенты — это классный инструмент, но не надолго. Отнеситесь к этому, как ко дню открытых дверей — не используйте слишком часто. И не забывайте про форму регистрации! Во-первых, это отличный способ собрать базу контактов, которая вам точно пригодится. Во-вторых, конечно, это не даст 100% гарантии, что человек придет на мероприятие, но все таки некая ответственность на нем лежит. Для бесплатных ивентов вы также можете привлечь партнеров. Как? Смотри выше!
Платные ивенты. Если вы все таки хотите рискнуть и провести платное мероприятие, то будет уместным использовать микроинфлюенсеров. Напишите список местных микро-звезд и пригласите на мероприятие бесплатно. Если им будет интересно — они обязательно расскажут о вашем мероприятии и шанс собрать аудиторию возрастет.
Если у вас магазин цветов, то можете организовать художественный мастер-класс. На такое мероприятие вы с легкостью наберете желающих. Если у вас бренд обуви — проведите экскурсию на производство для детей и взрослых. Покажите от и до как создается обувь, а после дайте попробовать прорисовать на коже новенькую пару лоферов — восторг будет не только у малышей, но и у взрослых.
Инструмент #4. Медиапроекты!
Медиапроект — это все самое лучшее (читай сложное) в одном:
- Идея. Отснять модель с продуктом и написать рекламный пост — это просто. Но если хочется построить эмоциональную связь с читателем, то нужна большая идея. Где ее брать? Задумайтесь, чем вы можете зацепить аудиторию, какую проблему осветить и как вывести читателя на эмоции.
- Люди. Если говорить о малобюджетных вариантах, то привлекайте микроинфлюенсеров. Работать блогерами-мастодонтами это не только дорого, но уже и не так эффективно. Тренд последних нескольких лет — микроинфлюенсеры! Найдите классных экспертов в своем деле: PR-, HR-, SMM-специалисты, владельцы небольших заведений или бизнесов, и завербуйте их.
- Контент. Любая история должна цеплять читателя, тут могут быть лайфхаки, советы, история успеха или поражения. Что касается фотоконтента, то смартфоном не обойдешься, разве что на этом построен ваш медиапроект. Фотоконтент должен быть качественным и живым. Создайте все условия для участников, чтобы они захотели рассказывать, делиться и делали это все по любви!
Не стоит сразу рвать на себе волосы, при подсчете бюджета на медиапроект. Чтобы сократить затраты на медиапроект привлекайте партнеров. Напишите, какие ваши потребности можно будет закрыть через бартер. К примеру, визажистам и дизайнерам нужен фото-контент, фотографу интересна реклама, а алкогольной компании — PR-проявление.
Кейс БУДЬ в UA: В преддверии отпускного сезона и маркета БУДЬ в UA с летними коллекциями, мы пригласили девять героинь-инфлюенсеров и записали истории об идеальных путешествиях, о лайфхаках и о планах на лето. Для каждой участницы мы подобрали образ от украинских дизайнеров. Медиапроект “Скоро море!” —12 дней на подготовку, 11 партнеров и 5 человек команды. Весь фотопроект нам стоил 100$ — это расходы на аренду небольшой яхты на 3 часа.
Результат: Было опубликовано 320 фотографий, 100 instagram-stories, 30 постов в соцсетях, 1 публикация в глянцевом журнале, 100 000 органического охвата. Можно ли было сэкономить 100$? Да! Но, к нашему огромному сожалению, у капитана яхты Вячеслава нет инстаграм-профиля и бартер ему не интересен 🙂
Как это работает в других бизнесах? Фундамент всех фотопроектов — это идея, с нее стоит начать. У вас будут участники проекта, что их объединяет? О чём они могут рассказать? (Спойлер: они не должны говорить о вашем продукте прямо. И вы вообще не должны их спрашивать о себе!). Например, у вас флористический бутик. Выберите 5-7 героев, которые расскажут, что для них красота и гармония в жизни. К чему здесь цветы? Да просто на каждом фото будет красивый букет. Например, вы — владелец пивного ресторана. Пригласите микроинфлюенсеров попробовать новые сорта и запечатлите их эмоции на фото. Самое важное: для медиапроекта выбирайте только фотографа, с которым работали и который понимает ваши сумасшедшие задумки! Сняли проект, записали интервью? Теперь напишите об этом в ваших соцсетях, в тематических группах и телеграм-каналах, отправьте ваш труд в СМИ в конце-концов! Создайте условия, когда участникам вашего проекта будет удобно и приятно делиться его результатами!
Это всего четыре инструмента, которые помогут вам сэкономить на рекламном бюджете. Конечно, малобюджетный PR требует много сил — поиск партнеров, изматывающие переговоры, каждый со специфическими требованиями — герои фотопроектов. Если вы не готовы тратить на это свое время, то советуем копить деньги на продакшн. Но лучше — вдохновляйтесь кейсами, разрабатывайте собственные стратегии с минимальным бюджетом! И получайте небывалый охват!