Популярность онлайн-торговли в Украине растет с каждым годом, и маркетплейсы становятся основными площадками для покупок. Но с этим приходят и новые угрозы, в частности, мошеннические схемы, направленные на выманивание личных данных и денег у пользователей. Одной из наиболее распространенных схем являются фишинговые ссылки, имитирующие вид популярных маркетплейсов.

фишинг-аферы
Что такое фишинг и как он работает?
Сегодня об этом нам расскажут оперуполномоченные 9-го отдела (оперативного поиска и партнерства в сфере информационных технологий) управления противодействия киберпреступности в городе Киеве лейтенанты полиции — Осадчая Наталья и Пронтенко Лилия, прежде всего фишинг — это мошенническая практика, когда злоумышленники пытаются получить конфиденциальную информацию пользователя, например, логины, пароли или данные банковских карт. Для этого они создают фальшивые веб-сайты, которые выглядят похожими на настоящие платформы, такие как маркетплейсы. Посетив такую ссылку, пользователи могут случайно ввести свои персональные данные или оплатить покупку через опасный ресурс.
Как распознать фишинг?
- Проверьте URL-адрес. Официальные сайты маркетплейсов имеют правильные и безопасные доменные имена (например, «rozetka.ua» или «olx.ua»). Если же в ссылке присутствуют сомнительные символы, дополнительные цифры или буквы, или если адрес выглядит немного измененным, например, «roz3tka.ua» или «olx.com.ua», это может быть признаком фишинга.
- Проверьте дизайн сайта. Фальшивые сайты часто выглядят похоже на оригинальные, но обычно имеют низкое качество графики, ошибки в тексте или необычную структуру. Если вы заметили подобные недостатки, лучше покинуть сайт.
- Обращайте внимание на рассылки. Легитимные маркетплейсы обычно не просят вводить личную информацию через электронную почту или мессенджеры. Если вы получили такое требование, будьте осторожны.
- Проверка через официальный сайт или приложение. Если вам кажется, что с вами связываются с официального маркетплейса, лучше зайти на сайт или открыть приложение через проверенный канал, а не по ссылке в письме или сообщении.
Остерегайтесь подозрительных сообщений. Если вы получили письма или сообщения через соцсети со ссылками на «подарки» или «скидки», это может быть попыткой заманить вас на фальшивый сайт. Часто такие сообщения содержат призывы срочно ввести данные или произвести оплату.
Как защитить себя от фишинга?
- Используйте двухфакторную аутентификацию. Большинство современных маркетплейсов предлагают дополнительные средства безопасности, такие как SMS-коды или подтверждение через приложение. Это снижает риск несанкционированного доступа к вашему аккаунту.
- Проверяйте покупку через приложение или официальный сайт. Не вводите платежные данные на сторонних сайтах. Всегда используйте только проверенные ресурсы.
- Следите за обновлениями безопасности. Убедитесь, что ваш браузер и операционная система обновлены до последних версий. Это поможет защитить вас от многих онлайн-угроз.
- Будьте осторожны с публичными Wi-Fi сетями. Избегайте совершать покупки или вводить личные данные, когда подключены к незащищенным сетям.
Не доверяйте слишком хорошим предложениям. Если какое-то предложение кажется слишком выгодным, чтобы быть правдой, скорее всего, это ловушка.
Помните, что Ваше финансовое здоровье в ваших руках!
Также к вышеуказанной информации, просим Вас присоединиться к социальному проекту «БРАМА» — это проект, который был создан при поддержке киберполиции Украины и волонтерских организаций для противодействия дезинформации и блокировки противоправного контента.
Начальником отдела Управления противодействия киберпреступности в городе Киеве капитаном полиции Пархоменко Андреем Николаевичем, было отмечено, что главной целью является очистка информационного пространства от российской пропаганды и сервисов распространения дезинформации, а также уничтожение очагов незаконного распространения запрещенного контента.
Миссия заключается в том, чтобы количественно уменьшить присутствие россиян, распространяющих пропагандистские материалы, в медиапространстве и качественно обучать выявлять и утилизировать враждебный контент.
Для того, чтобы быть частью проекта, пользователям достаточно иметь мобильный телефон или компьютер и немного времени, которое пользователь готов уделить для важного дела.
Задача участников — отправлять жалобы на предоставленные нами посты, сервисы, ссылки и тому подобное. Больше жалоб — больше вероятность блокировки контента.
Приглашаем присоединиться к социальному проекту «БРАМА» https://chatovi.online/