Что такое SMM, какими навыками обладает SMM-специалист и как открыть собственное SMM-агентство с нуля — поговорим в этой статье.
Что такое SMM
SMM переводится как Social Media Marketing — инструмент маркетинга. SMM-специалист занимается продвижением в социальных сетях, разрабатывает стратегию и анализирует результат. Это если коротко.
А если подробно, то вот список 10 вещей, которые должен уметь SMM-специалист:
- Разработка стратегии: определить цель продвижения, целевую аудиторию, выбрать каналы продвижения, установить бюджет, составить план достижения цели и критерии оценки.
- Писать тексты и заголовки, которые привлекают целевую аудиторию.
- Составлять контент-план.
- Анализировать показатели и подстраиваться под изменения.
- Знать метрики, по которым будет оцениваться эффективность стратегии: охват, вовлеченность, подписки и отписки, активность, темп роста аудитории, конверсии, стоимость клика и лидов.
- Понимать принципы SEO на базовом уровне: ключевые слова, реакция и вовлечение аудитории.
- Уметь пользоваться Google Analytics, подключать UTM-метки.
- Уметь работать в базовых графических редакторах и составлять визуал аккаунта.
- Работать в видеоредакторах.
- Знать основы тартегинга и уметь настраивать рекламу.
Что такое SMM-агентство и в чем его смысл
SMM-агентство — это несколько специалистов, которые занимаются комплексным продвижением. Назовём это «базовой комплектацией»: это когда у вас в команде работают 2-3 сммщика, каждый из которых ведёт 4-6 клиентов.
«Продвинутая версия» агентства состоит не только из SMM-специалистов, но и из узкоспециализированных экспертов: копирайтера, дизайнера и таргетолога. Туда же можно добавить разработчика сайтов или маркетолога.
В этом случае вы можете внедрять новые направления: настройку рекламы, написание текстов под любой запрос, разработку дизайна.
Как открыть SMM-агентство
Шаг первый: стать экспертом
Развитие любого масштабного агентства начиналось с фриланса. Без специальных знаний вы не сможете контролировать сотрудников, не будете понимать, насколько качественно они работают, и просто потеряетесь среди конкурентов.
Поэтому для начала освойте навыки SMM: пройдите обучающие курсы и отработайте знания на практике.
А что дальше?
- Проанализируйте конкурентов в социальных сетях и занесите результаты в таблицу — в ней рассмотрела на примере Instagram:
Название аккаунта | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | Конкурент 4 | Конкурент 5 |
Строка имя | |||||
Количество подписчиков и подписок | |||||
Количество публикаций | |||||
Описание аккаунта | |||||
Продукты, которые есть | |||||
Описание продуктов | |||||
Цены на эти продукты | |||||
Highlights — есть ли они, есть ли единый стиль оформления | |||||
Типы и темы публикаций в постах | |||||
Что дает больший отклик | |||||
Выводы |
- Составьте продуктовую матрицу. Она не должна быть объемной, достаточно двух позиций, например — консультации и полного ведения клиента.
- Оформите страницы в социальных сетях: аватарку, описание, добавьте информацию об услугах и прайс, выкладывайте экспертный контент.
Шаг второй: найти первых клиентов
Это могут быть клиенты за отзывы или символическую плату. Сейчас ваша задача — отработать навыки на практике, собрать реальные отзывы и кейсы.
«Так отзывы же друзья могут написать, зачем заморачиваться?»
Я презираю фейковые отзывы по трём причинам:
- Люди — не дураки. И умеют отличать реальные отзывы от написанных «на коленке». Это убьёт доверие к вам как к эксперту ещё до знакомства.
- Вы пока не даёте таких результатов, которые заявляете в отзывах, потому что только начинаете. У вас нет опыта и понимания, как нужно делать. Поэтому ваша «реальность» моментально вскроется в процессе работы.
- Репутация — главное в работе фрилансера. Она нарабатывается годами, а фейковые отзывы испортят ее за 2 секунды: клиент не получит ожидаемого результата, пожалуется знакомым, и все — на следующий день вас будут знать как нечестного безграмотного специалиста. И избавиться от этого клейма очень сложно.
Выбор за вами. Но и за последствия отвечать тоже вам.
Где искать клиентов
- Ваш экспертный аккаунт в Instagram — развивать личный бренд через сторис, делиться отзывами и кейсами.
- Таргетированная реклама в Instagram и Facebook — создайте экспертную группу и привлекайте туда подписчиков.
- Сарафанное радио — чем лучше вы работаете, тем охотнее вас рекомендуют.
- Сайты фриланса.
- Контекстная реклама.
- Рассылка в Директ — по статистике из 100 человек ответят 5-7, а 2-3 согласятся быть клиентами.
- Каналы в Telegram.
Относитесь к каждому клиенту так, как-будто он заплатил вам не 10-20 тысяч гривен, а 300 или 500. Вы автоматически начнете работать лучше. И клиент не уйдет от вас, потому что вы дадите в разы больше, чем другие специалисты.
Собирайте отзывы в отдельную папку — это поможет в работе с будущими проектами.
Шаг 3: получить первые кейсы
Кейсы — это результаты клиентов. А результаты — доказательство вашей экспертности.
Тут дело даже не в том, что вы будете доказывать ее другим. Вы докажете эту экспертность себе: избавитесь от синдрома самозванца, мыслей «Я недостаточно хороший эксперт», «У меня мало опыта», «Боюсь повышать цены».
Начнете ценить себя и видеть реальное доказательство своей экспертности.
Чем больше будет кейсов — тем лучше. Главное — результаты должны быть реальными. Просите клиентов записать видеоотзыв по структуре, а взамен давайте бонус или скидку на свои продукты.
Структура отзыва
- Имя, сфера деятельности.
- Как узнали обо мне.
- Почему обратились именно ко мне.
- С каким запросом обратились, какая была точка А.
- Что ожидали получить в результате.
- Что получили после работы со мной, какая реальная точка Б.
- Что больше всего понравилось за время сотрудничества.
- Оправдал ли себя результат.
- Кому порекомендуете меня, как эксперта, и порекомендуете ли.
- Что можете сказать тем, кто сомневается.
Шаг 4: научиться зарабатывать много — чтобы у вас не было времени на новых клиентов
Чтобы это сделать, нужно взять на ведение максимальное количество клиентов. А для этого — научиться их привлекать из разных каналов трафика.
Как научиться искать клиентов
- Изучать целевую аудиторию: чем лучше вы будете знать боли и желания своих клиентов, тем быстрее сможете их найти.
- Анализировать конкурентов: просматривайте, какие продукты они создают, какие каналы трафика используют, какую аудиторию привлекают.
- Комментинг: комментируйте посты у блогеров с нужной вам целевой аудиторией. Важно: делайте это с юмором, по теме поста и без рекламы — за это можно попасть в бан.
- Расскажите друзьям о том, что вы теперь занимаетесь SMM. Попросите их сделать рекламу о вас у себя в блоге.
- Тестировать разные каналы трафика и смотреть, что «заходит» лучше.
- Работать над сарафанным радио: дарить бонусы и скидки за отзыв, делать акции, например: «Приведи друга — получи скидку», превосходить ожидания клиентов.
- Рекламируйтесь у блогеров. Если на начальном этапе это — дорого, ищите мини-блогеров с 1000-5000 подписчиков и договаривайтесь на рекламу за бартер.
- Мониторьте каналы в Telegram — в них каждый день поступают сотни предложений о работе.
И помните: ошибки на старте — это нормально. Чем больше раз вы ошибетесь, тем быстрее вырастите как специалист.
Шаг 5: нанять ассистента
Он возьмёт на себя рутинные задачи и позволит вам сконцентрироваться на основных вещах, которые помогут зарабатывать больше.
Как правильно нанять ассистента
- Он должен быть вашей полной противоположностью. Если вы — несистемный человек и ненавидите работать с документами, ваш идеальный ассистент — человек-система, который разложит все данные «по полочкам». И, наоборот: если вы чёткий и пунктуальный, ищите коммуникабельного ассистента, который найдет любую информацию и договорится с кем угодно.
- Выбирайте человека, с которым вам комфортно: вам с ним работать рука об руку.
- Ищите ассистента, которому можно доверять. Обычно это выясняется при личной беседе.
Как сформировать список задач для ассистента
- Выпишите все задачи, которые нужно сделать в ближайшее время.
- Из них выберите те, которые вам не нравятся. Например: заполнить отчетность, найти блогеров для рекламы, посчитать расходы.
- Делегируйте их ассистенту.
Где искать ассистента
- Подписчики в ваших социальных сетях — это самая лояльная аудитория.
- На сайтах фриланса.
- На HH.ua и других сайтах с вакансиями — но это самый дорогой способ.
Шаг 6: нанять сотрудников
Как только клиентов становится больше, чем вашего свободного времени, нанимайте других сотрудников и делегируйте клиентов им.
В начале найдите одного специалиста, у которого есть желание развиваться, но нет опыта. Отдавайте клиентов ему за процент, например — 70 на 30.
Шаг 7: масштабироваться
Когда понимаете, что клиентов становится ещё больше, нанимайте дополнительных сотрудников: SMM-специалиста, копирайтера, дизайнера и таргетолога.
Вы сможете расширять свое направление и заниматься не только продвижением, но и другими услугами: написанием текстов, дизайном и настройкой рекламы.
Кто может быть в штате SMM-агентства
- Вы — руководитель и комплексный SMM-специалист
- Ассистент
- SMM-специалист
- Копирайтер
- Дизайнер
- Таргетолог
Можно ли обойтись двумя SMM-специалистами?
Конечно, да. Вы берёте тех клиентов, с которыми хотите работать, а остальных отдаете другому SMM-специалисту. Когда поймёте, что и вдвоем не справляетесь, нанимайте следующего сотрудника.
И это не обязательно должен быть сотрудник в узкой нише — дизайнер или копирайтер. У вас в агентстве может быть 3 SMM-специалиста (включая вас) и ассистент.
И напоследок: чек-лист «Как открыть SMM-агентство за 7 шагов»
- Стать экспертом в SMM.
- Найти первых клиентов.
- Получить первые кейсы.
- Научиться зарабатывать много — чтобы у вас не было времени на новых клиентов.
- Нанять ассистента.
- Нанять сотрудников.
- Масштабироваться.
Успехов вашему бизнесу:)