Привет, меня зовут Сергей, я бренд-менеджер команды YozmaTech.
Сейчас все указывает на то, что, возможно, нам стоит ожидать нового локдауна, поэтому мы решили поделиться опытом, как мы объединяли сотрудников компании и драйвили командный дух в прошлогодние ковидные времена.
Статья может быть интересна HR или бренд-менеджерам, а также всем, кто хочет повысить вовлеченность сотрудников.
Этот кейс был четыре месяца назад. Мы исследовали процессы привлечения новых людей в компанию и поняли, что один из самых качественных методов расширения команды — это рекомендации сотрудников. В разные месяцы процент новичков «от знакомых» колебался от 5 до 15%. Это были крутые профессионалы, которые влились в коллектив очень быстро, и мы поняли, что это может стать мощной точкой роста.
Исследовав внутренние реферальные системы, которые есть на рынке, мы решили немного отойти от стандартного формата рекомендаций и превратить это в интересный интерактивный процесс, который бы доставил удовольствие всем участникам.
Реферальная система. Что это такое и как работает?
Начало 2021 выдалось нелегким для ИТ-сферы. Это и окружающее моральное напряжение, связанное с карантином, и общие кризисные экономические явления на фоне локдауна. Однако потом это переросло в стремительный рост ИТ-рынка.
ИТ-отрасль вошла в 2021-й с высоким спросом на ИТ-специалистов. Прошлогодний карантинный спад, порожденный неопределенностью и замиранием многих отраслей, уже во втором полугодии 2020-го выровнялся. Спрос на ИТ-услуги увеличивался, а вместе с ним и потребность в ИТ-инженерах. Если в декабре, по данным Djinni, было открыто 16 000 позиций, то в мае 2021-го этот показатель превысил 25 000 вакансий.
Именно поэтому почти все современные ИТ-компании стали уделять больше внимания реферальным системам. Которые стали не просто действенным инструментом рекрутинга, но и хорошим способом привлечь к команде единомышленников, которые разделяют ваши ценности.
Но даже с системами рекомендаций не все так безоблачно. Не все работники имеют большой круг знакомых, для кого это было бы актуально, есть те, кто просто не хочет этим себя загружать. Дело в том, что обычно человек, который получает высокую, особенно для Украины, зарплату, не очень заинтересован в тех бонусах и рефералках. Даже если в кругу общения и есть потенциальный кандидат, работник компании обычно не очень мотивирован этим заниматься, особенно если мы говорим об аутсорсе и постоянном потоке вакансий.
Мы поняли, что этот вопрос надо решить. И ответом стала попытка Геймификации реферальной системы компании.
Креатив и как мы до него дошли?
Как привлечь человека к какой-то инициативе? Надо превратить это в игру. Наша основная задача была мотивировать работников и повысить результативность реферальной программы, а также немного разбавить будни во время карантина и добавить цвет в последние зимние месяца.
Именно тогда случился второй локдаун, и мы заметили, что вне офиса момент общения и совместных активностей начал теряться. Более того, города были на карантине, учреждения закрывались, и те совместные развлечения, к которым мы привыкли, стали недоступными. Надо было наладить так называемый коннект между работниками, улучшить им настроение, добавить чего-то нового и интересного в будничную рабочую неделю.
Мы решили геймифицировать внутреннюю систему рекомендаций, добавить туда дух соперничества и превратить это в развлекательный ивент с конкурсной таблицей в реальном времени. Это должно было стать веселой игрой в рабочее и нерабочее время.
Тему для события мы подбирали очень тщательно, старались опираться на предпочтения работников и сделать культурологический референс. Идея зимнего батла появилась сама собой — мы остановились на «Игре престолов» — Yozma Games.
Формат и задачи
Формат для игры предусматривал такие составляющие: задачи — баллы — приз. То есть человек должен выполнять задачи различной сложности, потом за успешные действия ему начислялись баллы. По баллам мы в конце определили пять призовых мест.
Были как постоянные таски, которые специалисты могли выполнять хоть до бесконечности, так и одноразовые и недельные. Среди основных были:
- порекомендовать кандидата;
- принять участие в благотворительных проектах;
- создать контент для компании;
- принять участие в создании креативов;
- пройти различные тесты;
- проявить активность в соцсетях.
Призовых мест было пять, и за первые три мы предлагали денежные награды и тематические сувениры, в том числе меч чемпиона, амуницию и шлем. За четвертое и пятое давали стилизованные подарки: очень старинный напиток (солодовое виски) и специальную кружку с «заморскими дарами» (экзотическими фруктами) и многие другие бонусы за участие.
Поэтому, когда мы определились с идеей и основным форматом, нужно было приступать к реализации проекта.
Разработка и реализация
Чтобы запустить этот ивент, нам нужно было сделать платформу, где люди могли бы проверить актуальную таблицу лидеров, узнать все правила, ознакомиться с тасками и просто вдохновиться общей идеей в реальном времени и в удобной экосистеме.
Поэтому мы сделали довольно простой сайт, где поместили всю информацию. Он был в стилистике «Игры престолов» и нашей айдентики.
Команда у нас была не очень большая, но классно сформирована. Это важно, когда между работниками происходит «химия», мы бустим работу друг друга — это и новые идеи, и нестандартные методы реализаций, и, конечно, интересный процесс. Над этим проектом работали бренд-менеджер, который занимался разработкой стратегии и креативов, дизайнер, отвечавший за визуальное воплощение, а также рекрутеры, которые были конечным звеном реферальной системы.
Как мы запускали это? Следующим шагом было информационное окружение ивента. Нужно было создать ажиотаж, ознакомить и мотивировать работников участвовать.
До начала мероприятия мы начали еженедельно публиковать о Yozma Games немного информации в нашем Slack-канале. Это было легко, «Great Game is coming» — именно такой слоган мы выбрали для подготовки и промо.
Вместе с нашими дизайнерами мы создали стилизованные мемы, где использовали изображения сотрудников. По сути, они стали темами номер один для разговоров и подогрели интерес к событию.
Ивент мы анонсировали на общем звонке компании, который у нас происходит каждую среду. В дальнейшем на кругах мы давали унифицированный апдейт по квестам и лидерам.
Таски, таски, таски
Когда ивент начался, еженедельно мы давали сет уникальных задач различной сложности. Еще были постоянные активности, за которые человек мог многократно получить баллы. Так, чем больше людей ты привлечешь к нашей реферальной системе, тем выше окажешься в конкурсной таблице.
Задания были разные. Например, сделать небольшую презентацию о своем рабочем месте на общем кругу. Или рассказать о проекте или сфере, которой интересуешься. Таким образом мы, например, узнали кучу новой информации о развитии VR-технологий.
Социальные сети тоже привлекли. За прохождение онлайн-опросов на нашем Instagram-аккаунте можно было получить несколько баллов. Интересно, что после одного квиза люди приходили за следующим. Именно поэтому мы пытались их делать небанальными и интересными, добавить искру.
Был у нас еще Background Battle, который некоторые из вас могут использовать и в своей компании. Суть была проста: на общем звонке человек выбирает себе фон, любой, начиная от мемов и кадров из фильмов и заканчивая рисованием фона самостоятельно. А финалистов мы выбирали на общем голосовании.
Но мы руководствовались не только погоней за рекомендациями или репост. Одним из вариантов заработать очки было участие в благотворительных проектах — человек сам выбирал, кому и как он хочет помочь. Затем этот опыт многих из нас приобщил к различным благотворительным инициативам, в них мы участвуем и сегодня.
Как это повлияло на атмосферу в команде?
Очень кстати здесь есть вопрос, могут ли похожие ивенты негативно повлиять на общую рабочую атмосферу и производительность? Наш ответ таков: мы этого точно не боялись. Потому что мы доверяем своим коллегам, потому что мы в первую очередь профессионалы. Более того, такая игра — это прежде всего пауза и активность, отвлекает от рабочих моментов и позволяет немного подзарядиться. Наша главная цель — добавить фана.
Крайне важным стало информационное сопровождение кампании — часто возникали мемные события, которые мы использовали в дальнейшем, вся информация была up-to-date, человек мог непосредственно влиять на ход событий. Кроме того, еженедельные таски привносили непредсказуемые баллы, что также заставляло игроков следить за конкурсом и быть погруженными в процесс до последнего дня турнира.
Во всех компаниях есть часть людей, которые не участвуют в мероприятиях. Но благодаря тому, что определенные задачи были легкими, а ивент в целом интерактивным, удалось привлечь большинство сотрудников. Активное участие приняли 29 человек из 50. В чем главный успех? В легкости задач.
Результаты. Можно ли измерить эффективность креатива?
Реальные шансы на победу в Yozma Games имели три человека, победитель до последнего момента был загадкой. В финале все решили 5 баллов. Завершением события стала тематическая вечеринка церемония награждения лидеров батла.
Всего в ходе Yozma Games, которые длились три месяца, нам удалось получить вполне измеряемые результаты:
- было привлечено к игре 29 человек;
- мы получили 31 рекомендацию;
- 29 упоминаний в соцсетях от наших коллег;
- множество контента;
- 4 PR-статьи.
Опыт создания такого ивента — это пример того, как заинтересованность делом и креатив могут превратить обычную, казалось бы, реферальную систему на событие, которое полностью запомнится коллегам. А это гораздо ценнее, чем цифры на бумаге. Мы выполнили нашу основную задачу — объединить людей, провести интересно вместе время, привлечь в команду новых специалистов.