Ура, вы запустили сайт! Неважно, это интернет-магазин, компания, оказывающая услуги, или вообще информационный ресурс. Во всех этих и других случаях сайт бесполезен, если на него не заходят посетители (ведь вряд ли вы работали над ним, только чтобы потешить самолюбие). Поэтому следующая задача – привлечение трафика. Как это сделать? Есть четыре способа, о которых мы и расскажем в статье.
Поисковое продвижение
Долго и дешево.
SEO – это оптимизация сайта под требования поисковых систем, за счет чего ресурс отображается в органической выдаче. Например, вы вбиваете в поиск «куда поехать на машине по Украине» и получаете результат:
Владельцы сайтов на первых строчках – молодцы, они оптимизировали страницы под этот запрос и собирают трафик.
Продвижение сайта в интернете таким образом нацелено на перспективу – первые результаты заметны спустя несколько месяцев, не раньше.
SEO включает два больших кластера работ: внутреннюю и внешнюю оптимизацию. Внутренняя подразумевает «настройку» самого сайта:
- корректировку с технической стороны (сюда входят скорость загрузки сайта, отображение элементов верстки, структура, внутренняя перелинковка, дубли страниц, коды ответа сервера, разметка страниц и пр.);
- сбор семантического ядра;
- проработку контента и пр.
Результат – сайт красивый и удобный для пользователя, «все на своих местах», он загружается с нормальной скоростью на любых устройствах и не противоречит требованиям поисковиков.
Внешняя оптимизация – это работа над продвижением и узнаваемостью компании в интернете. Для этого размещают ссылки на внешних ресурсах, подключают крауд-маркетинг, публикуют материалы на тематических площадках и пр.
В комплексе эти работы дают хороший результат, единственный минус – время. В связи с этим SEO не поможет, если:
- вам нужны продажи прямо сейчас;
- у вас маленький ассортимент (исключение – у конкурентов в нише такая же ситуация);
- продукт новый, на него отсутствует спрос;
- очень маленький бюджет на старте (да, SEO – это относительно дешево, но на начальном этапе приготовьтесь к расходам на покупку ссылок, тексты и другие работы специалистов);
- ваши основные конкуренты – это крупные порталы, агрегаторы и маркетплейсы: соревноваться с ними очень сложно, а иногда и вообще невозможно.
Лучше всего поисковое продвижение подходит, когда вы можете ждать результата в течение нескольких месяцев, у вас молодой сайт, вы готовы заниматься проектом систематически (а не «сделать одну задачу и забыть»), ваши конкуренты уже получают профит из органической выдачи.
Контекстная реклама
Быстро и дорого.
Контекстная реклама (или платный поиск) – один из способов продвижения товаров или услуг в интернете, когда объявления показываются в ответ на определенный запрос пользователя. Большой плюс КР – рекламные ссылки всегда выше в выдаче, чем результаты органического поиска.
Сравните: первые четыре строки занимают именно рекламные объявления. Кроме того, реклама отображается и в боковых блоках. Баннеры могут размещаться и на сторонних ресурсах.
Рекламные кампании запускаются в системах Google AdWords и Яндекс.Директ, о тонкостях настройки в каждой из них в рамках этой статьи мы говорить не будем.
В целом КР эффективна для:
- быстрого увеличения продаж при сформированном спросе;
- повышения узнаваемости бренда;
- анонса новых продуктов и мероприятий (считается, что если спроса на рынке пока нет, контекстная реклама бессильна, однако это не совсем так, ее можно использовать для вывода новых продуктов, о чем подробно рассказывается здесь);
- ниш с дорогими и сложными услугами;
- ситуаций, когда точные социально-демографические параметры целевой аудитории выявить сложно.
Контекстная реклама точно не подойдет, если:
- у вас очень ограниченный бюджет;
- вы продаете товар по низкой цене (или у него низкая маржинальность) – тогда затраты на продвижение просто не окупятся;
- вы не готовы уделять много времени настройкам кампании или предоставить доступ к кабинету специалистам – в интернет-маркетинге все меняется очень быстро, и важно регулярно проводить аналитику и корректировать стратегию, чтобы достичь результата.
Продвижение в социальных сетях
Здесь все относительно: если таргет, то быстро, ведение аккаунта – долго, а стоимость зависит от задач, которые надо решить бизнесу.
SMM включает все маркетинговые усилия, направленные на продвижение компании в социальных сетях. Это и формирование репутации бренда через оформление страниц и создание сообществ, и таргетированная реклама, нацеленная на конкретный сегмент аудитории, и комплексные действия, «бьющие по всем фронтам».
В каких отраслях нужен SMM:
- услуги (фитнес-центры, туризм, общепит, школы, салоны красоты и пр.);
- товары широкого потребления (одежда, обувь, косметика, товары для дома и детей, аксессуары и т. д.);
- специалисты (имеется в виду продвижение личного бренда репетитора, стилиста, врача, тренера и др.).
Во всех этих случаях при разработке грамотной стратегии и регулярности работы над страницей или сообществом будет успех.
Но есть ситуации, когда SMM не даст ожидаемого эффекта. Продвигаться в социальных сетях почти бессмысленно:
- Узкоспециализированной В2В-сфере (например, если вы продаете сложное оборудование для медицины или промышленности, вряд ли потенциальные клиенты будут искать вас в Фейсбук, они пойдут прямиком на сайт).
- Бизнесу, нацеленному на предоставление моментальных решений. Это эвакуаторы, такси, ремонтные службы и пр. Ведь когда возникает проблема подобного плана, человеку нужно решить ее здесь и сейчас, а потому продвигать эти ниши лучше в поиске (органическом или платном).
Еще есть мнение, что SMM не подходит для бизнеса, который работает преимущественно офлайн, например, продуктовых магазинов. Это правильно лишь отчасти. Например, сеть продуктовых магазинов может сообщать в социальных сетях о скидках и акциях, появлении новых товаров, устраивать конкурсы и взаимодействовать с аудиторией другими способами. Это возможность если не раскрутить бренд, то сформировать его репутацию.
Контент-маркетинг
Долго и дорого.
Если вкратце, контент-маркетинг – это комплексное продвижение бренда с помощью контента, направленное на формирование лояльности аудитории, повышение доверия к компании и популяризации товаров или услуг. Другими словами, вы даете пользователям максимум полезной информации, рассказываете все, о чем они хотят знать, а посетители понимают, какая вы классная компания, и работают с вами.
На практике не все так просто. Ведь фишка не в количестве публикаций в блоге или на внешних ресурсах, а в их качестве. Вы действительно должны быть полезны людям, давать им интересную информацию, которой нет у конкурентов, только тогда вас будут ценить.
Контент-маркетинг – это о долгоиграющей стратегии, когда вы готовы систематически работать над темами и публикациями, анализировать конкурентов, вносить корректировки в план, общаться с пользователями и вкладываться финансово.
Когда КМ точно подходит:
- бизнес, где продажи базируются в основном на консультациях (чем больше закроете клиентских вопросов, тем выше вероятность сделки);
- новые продукты, стартапы;
- товары и услуги класса премиум, а также с длительным периодом принятия решений;
- производители.
Но это не значит, что в других нишах КМ бессилен. Все зависит от особенностей бизнеса, конкуренции, наличия ресурсов и многих других вещей – надо проводить анализ рынка и смотреть, подойдет ли вам такой формат продвижения.
Можно выделить три ситуации, когда не стоит тратить ресурсы на КМ:
- Вы уже монополист в сфере или просто крупный бренд, который все знают и любят.
- Вы оказываете услуги, которые нужны срочно и спонтанно (сломалась машина, прорвало трубу и пр.).
- У вас небольшой офлайн-бизнес.
Заключение
Какой способ продвижения в интернете выбрать именно вам? Однозначного ответа не существует, так как все зависит от типа бизнеса. Проанализируйте конкурентов, подумайте, какие задачи стоят перед вами на данном этапе развития, пообщайтесь со специалистами, чтобы найти оптимальное решение.