Одним из важнейших вызовов в достижении цели для стартапа является вопрос достаточного финансирования проекта. Традиционные источники получения средств — бутстреппинг, банки, инвестиционные фонды, краудинвестинг может не в полной мере покрывать огромные затраты, связанные с инновационной составляющей стартапов. Именно поэтому возникает потребность в поиске альтернативного способа привлечения капитала, такого как криптовалюты. В статье рассмотрим, какие тренды наблюдаются в стартап-индустрии, как именно криптовалюты используются и какую роль они играют в финансировании инновационных проектов.
На каком этапе культура инвестирования в стартапы в Украине?
В условиях военного положения украинские бизнесы продолжают свое функционирование. Технологические стартапы и IT-бизнес остаются важнейшим компонентом украинской экономики и драйвером инвестиционной активности. Так, весной 2024 г., согласно данным Dealroom, стартап-индустрия в Украине оценивается на уровне 28 млрд евро. Страна находится в тройке лидеров в Центральной и Восточной Европе (наряду с Польшей и Эстонией).
За январь-март 2024 года украинские стартапы получили венчурные инвестиции на $42 млн. Из-за непубличности некоторых сделок настоящую сумму трудно установить.
Если сравнивать с предыдущими годами, то показатели очень скромны. В 2021 году это были рекордные 832 млн дол., за первый год полномасштабного вторжения было привлечено 218 млн дол. инвестиций
Однако глобальная стартап-зима постепенно уходит. За первый месяц 2024 года венчурные фонды привлекли больше капитала, чем когда-либо с середины 2022 года. По словам Виталия Лаптенко, управляющего партнера Flyer One Ventures, «инвестиционный рынок активизировался и в перспективе намечаются новые соглашения».
Также важным аспектом в формировании культуры инвестирования стартапов стало вступление в силу Закона Украины «О стимулировании развития цифровой экономики Украины». Благодаря ему для украинских стартапов стали доступны некоторые финансовые инструменты для правового оформления инвестиций — конвертируемый займ, опцион. Однако механизм привлечения средств до сих пор остается слишком сложным и не оптимизированным.
Какие стартапы лидируют на глобальном рынке?
Как и в любой отрасли, инвестиции в стартапы имеют определенную направленность. Среди трендов 2023-2024 гг. можно выделить:
- Искусственный интеллект. Ажиотаж вокруг развития лаборатории ИИ (компании OpenAI) привел к тому, что на базе ее API стали создавать десятки стартапов. Их идеи направлены на имплементацию искусственного интеллекта для решения различных проблем: конструкторы сайтов, сервисы для автоматического подбора музыки, чат-боты для сервисов. Средняя pre-money оценка по этой вертикали выросла с 40 млн дол. в 2022 году до 90 млн. дол. в 2023 году. Некоторые фонды даже создают отдельные подразделения для инвестирования в ИИ-стартапы. Внимание инвесторов привлекают в основном те, которые направлены на решение насущных проблем в медицине, безопасности данных, создании контента и криптовалют.
- Финтех. Несмотря на громкие скандалы по банкротству криптовалютной биржи FTX и банка SVB, развитие финтех-стартапов не останавливается. В 2023 году наряду с платежами, криптовалютой, страхованием и менеджментом состояний, актуален вопрос регуляционных технологий, которые помогут компаниям отслеживать соответствие финансов и состояние их бизнеса.
- Здоровье. Модель 3D-врача является новой идеей, над которой работают технокомпании по всему миру. Популярные направления — определение типа заболевания, назначение лекарств, сбор аналитических данных. Инвестиции поступали в компании разрабатывающие домашние тесты (Endless Health, CASC) и доставку лекарств (Liki24). Отдельным блоком для медицинских стартапов является решение проблемы старения, над которой работают Tempus, Elysium Health, Insilico Medicine и Valo Health в том числе.
- Милитаритех. Актуальность этого направления вызвана полномасштабным вторжением в Украину, в том числе. Технологии для обороны и армии только с октября 2022 г. по январь 2023 г. привлекли 7 млрд дол. инвестиций. Прогнозируется рост рынка еще на 10% в последующие 10 лет. Наибольшее количество милитари-стартапов сосредоточено в США — более 300. Они должны помочь в создании технологий для распознавания военной техники, минимизации слепых зон, безопасности в милитари-сфере и создания боевых беспилотников.
Криптовалюта в стартапах — какова ее роль?
Криптовалюта за последнее десятилетие из непонятного большинству виртуального актива выросла до полноценного финансового инструмента. В настоящее время ее активно покупают, хранят и рассчитываются ею по всему миру, используя разные сервисы и платформы. Одним из самых популярных вариантов является мультивалютный криптокошелек Trustee Plus со встроенной криптовалютной картой.
С 2016 для привлечения инвестиций в стартапы начали использовать ICO. Особенно ощутимо это стало в IT-сфере, представители которой стали чаще отдавать предпочтение Биткоину, а впоследствии и другим цифровым деньгам для расчетов в проектах.
Теперь знание основ крипт является условием, необходимым для ведения бизнеса в цифровую эпоху. По сути, криптовалюта — это виртуальные средства, которые невозможно подделать, они защищены с помощью передовых алгоритмов шифрования.
К основным преимуществам использования криптовалют в стартапах можно отнести:
- скорость и простота — с помощью виртуальных финансов можно без проблем совершать транзакции по всему миру, что будет особенно полезно для стартапов глобального назначения;
- географическая доступность — криптовалюта существует независимо от государственных границ. Особенно это актуально для стартапов, сосредоточенных в странах с ограниченным доступом к традиционным финансовым рынкам;
- децентрализация — криптоактивы не подконтрольны ни одному центральному органу, что минимизирует влияние государственного регулирования для стартапа;
- снижение расходов — финансовые операции сопровождаются большим количеством сборов и платежей, забирающих и без того ограниченные ресурсы стартапа. Криптовалюты, напротив, предлагают более экономную модель;
- безопасность и прозрачность операций — технология блокчейн обеспечивает соблюдение этих аспектов. Она является усовершенствованным механизмом базы данных, позволяющим организовать открытый обмен информацией в рамках бизнес-сети. Таким образом, изменить детали сделок невозможно — это позволяет делать их прозрачными и без участия посредников.
Как криптовалюта используется для финансирования стартапов?
В быстро развивающейся финансовой среде криптовалюты выступают новаторским инструментом финансирования, предлагая новые пути для стартапов и предприятий.
Как криптовалюты используются для финансирования стартапов:
- ICO (англ. Initial Coin Offering). Это тип криптовалютной краудфандинговой кампании, для привлечения инвестиций в которую стартап выпускает новую криптовалюту или токен. ICO приобрели наибольшую популярность для финансирования стартапов в сфере децентрализованных финансов и блокчейна;
- STO (англ. Security Token Offering). Это тип криптовалютной краудфандинговой кампании, в которой стартап выпускает криптовалюту или токен, который становится ценной бумагой. STO подходят для использования в более традиционных отраслях стартапов — технологии или недвижимость;
- IEO отличается от первых двух тем, что в игру вступают криптовалютные биржи. Криптовалютная биржа — это площадка для покупки и продажи виртуальных активов. Таким образом, инвесторы могут использовать эти площадки для привлечения инвестиций в стартапы, торгующие своими токенами на бирже.
На развитие финансирования стартапов криптовалютой в Украине обязательно повлияет разработанное законодательство о виртуальных активах. Регулирование рынка увеличит инвестиционный потенциал. К тому же это выгодно выделяет Украину как страну, которая не убегает от инноваций, а идет им навстречу. Несмотря на то, что роль цифровых активов в финансировании стартапов еще не до конца ясна, уже сегодня ясно, что криптовалюты имеют потенциал революционизировать способ, которым проекты получают финансирование.
ICO как основное средство привлечения инвестиций в стартапы
ICO или первоначальное предложение монет — это самый популярный метод сбора средств командами проектов в мире криптовалют. На различных блокчейнах команды выпускают новые токены для продажи первым поклонникам. Это разновидность краудфандинга, в результате чего пользователи получают токены, которые могут использовать в будущем, а проект — финансы для реализации идеи.
Известность ICO пришла в 2014 году. В основном этот метод привлечения инвестиций использовался для финансирования разработки Ethereum, но со временем (после 2016 г.) практика распространилась и на другие проекты.
Очень часто ICO путают с IPO (первичное публичное предложение). Но это совершенно разные способы получения финансирования. IPO, как правило, применяется уже существующими бизнесами любого направления, где для привлечения средств предприятия продают долю владения в своей компании. А ICO — это сбор средств на ранних стадиях создания проекта, где покупая токены, инвесторы не приобретают права собственности на компанию.
Процесс ICO, как правило, можно разбить на несколько простых шагов:
- подготовка идеи — разработчик имеет новаторскую идею для революционирования рынка или решения определенной проблемы;
- “Whitepaper” — специальный документ, содержащий описание, цель проекта, как будут использоваться привлеченные в него средства;
- разработка токенов — это цифровые аналоги акций, создаваемые с помощью стандартных протоколов, например ERC-20 для Ethereum;
- условия ICO — определение таких важных аспектов, как цена токена, soft cap и hard cap (минимальная и максимальная сумма сбора средств), сроки ICO и т.п.;
- продажа токенов — ICO становится доступной публике и инвесторы могут купить желаемое количество токенов;
- окончание ICO — по завершению токены распределяются между инвесторами. При недостижении цели сбора, деньги возвращаются вкладчикам;
- реализация проекта — собранные средства используются для воплощения идеи, маркетинга и других нужд.
Несмотря на распространенность технологии ICO для финансирования стартапов, для ее запуска необходимо учитывать некоторые юридические аспекты. Ведь сфера криптовалют не полностью урегулирована законодательством, а некоторые страны, как Китай и Южная Корея, прямо запрещают ICO. Для удачного выбора важно проанализировать следующие вопросы: регуляторная и финансовая среда, техническая инфраструктура, репутация страны, рыночный потенциал, налоговая политика. Так, в 2024 году наиболее благоприятными странами для проведения ICO являются Англия, Швейцария, Мальта, Литва, Австралия, Сингапур, Сальвадор и др.
Вывод
Сегодня в постоянно меняющемся мире стартапы стали неотъемлемой частью глобального развития. Привлечение криптовалют в инновационные проекты является новым способом работы, финансирования и взаимодействия с глобальной аудиторией. Виртуальные активы оказывают значительное влияние на экосистему стартапов, включая сокращение операционных расходов, а также оказывают безопасность и прозрачность транзакций. Таким образом, стартапы открывают новые границы предпринимательской деятельности и одновременно популяризируют цифровые финансы на мировом уровне.