Министерство цифровой трансформации обсуждает с бизнесом модель изменений в ИТ-образовании. О каких предложениях идет речь и как они могут изменить ситуацию с перегретостью рынка труда в ИТ-сфере – давайте посмотрим поближе.
В чем, собственно, проблема?
ИТ-бизнес в Украине динамичен, но рост его на 20% генерирует аналогичный рост спроса на кадры. А предложение выпускников в ИТ-секторе значительно меньше — 20-25 тыс ежегодно, при около 50 тыс открытых вакансий.
К тому же украинский рынок труда каждый год теряет 3-4% ИТ-специалистов – они просто уезжают из страны. Поэтому кровь из носу нужен приток новых специалистов.
Экспресс-аудит, к которому присоединились более сотни экспертов рынка, вузы и ИТ-кластеры, и, конечно, представители бизнеса, показало, что в настоящее время низкое предложение новых специалистов на рынке тормозит его рост.
В Украине более 200 тыс. ИТ-специалистов, и по этому показателю мы вторые в Центрально-Восточной Европе. За последние четыре года количество ИТ-специалистов в стране удвоилось. Но этого мало. Сотрудники с такой специализацией составляют 1,3% всех занятых в Украине, что в 2,5 раза ниже по сравнению с Польшей и в пятеро меньше эстонского показателя.
Как показал экспресс-аудит, проведенный Центром экономического возобновления, ежегодный рост сектора на 20% приводит к аналогичному росту спроса на специалистов. Такими темпами к 2030 году сектор будет нуждаться в как минимум 500-600 тыс ИТ-специалистов.
Но как Украине утроить их количество? Правильно – вырастить. Значит, нужны фундаментальные реформы в системе ИТ-образования. Именно их в настоящее время обсуждают Министерство цифровой трансформации вместе с Министерством образования и науки, ИТ-бизнесом и экспертным сообществом. У компаний большие ожидания к будущим изменениям, ведь нехватка специалистов на рынке труда в ИТ сильно сдерживает рост отрасли.
Так что же предлагается?
Все предыдущие изменения образования в ИТ были похожи на формальное затыкание дыр. «Нужно больше специалистов рынку? Ну давайте увеличим госзаказ». А воспользуются ли ним действительно мотивированные студенты – «ну, посмотрим».
Многие выпускники школы даже документы не подают на ИТ-специальность. Потому что у школьника страх до дрожи в коленках перед ЗНО по математике.
Он закончит какой-нибудь другой факультет, а года через три, возможно, придет на курсы веб-разработчников. Потому что это ему действительно интересно. Потому что это престижно и, конечно, здесь есть хороший уровень заработка.
Это говорит о низком качестве школьного преподавания математики. И о том, что так называемое неформальное образование имеет на самом деле в ИТ ключевую роль.
Неформальное образование – это те самые пресловутые курсы по ИТ-специальностям, а по-настоящему целые академии с уклоном в практику, которые создаются при различных компаниях. Уставший ожидать притока выпускников с рынка, бизнес уже давно ушел в ИТ-образование сам. Но на государственном уровне это все еще «курсы».
Именно здесь и заключается главная фишка обсуждаемых изменений: «курсам» в обсуждаемой модели предлагается предоставить карт-бланш в виде упрощения лицензирования, налоговых скидок и даже возможности государственного софинансирования.
По мнению экспертов ИТ-рынка, прежде всего, государство должно более открыто признавать обучение при компаниях и другие форматы «неформального образования». Например, дискутируется освобождение от НДС. Раньше о таком и разговора не заходило — государство как будто не замечало такие формы образования.
В систему ИТ-образования предлагается более активно включать колледжи и техникумы вузы. Для бизнеса обсуждаются стимулы включаться в развитие ИТ-образования в таких заведениях.
Помимо этого, первые разработки образовательных изменений предусматривают возможность для студентов работать и учиться одновременно. Так после завершения обучения они станут специалистами с опытом, а не только с дипломом.
Хотя концепция еще на стадии обсуждения и разработки, уже есть четкое понимание, что она будет комплексной. Именно это дает веру в то, что такая модель “взлетит”.