Когда люди говорят о сотрудничестве сферы образования и бизнеса, чаще всего имеется в виду профориентация, спонсорство, учебные проекты, программы доподготовки и отбора кандидатов в команды из числа студентов. Когда речь заходит о школьниках, из всего этого списка остается профориентация и учебные курсы.
Одесская компания KeepSolid, имея 10-летний опыт работы со студентами, создала Образовательный Фонд для вовлечения школьников и студентов в проектную деятельность по созданию веб- и мобильных приложений.
Современные технологии создания программных продуктов позволяют и школьникам, и студентам писать приложения на достаточно приличном уровне, но продвижение этих продуктов на рынок без помощи IT-компании маловероятно.
Поэтому было принято решение в 2021-2022 учебном году запустить проект, ориентированный на учеников старших классов. Выбор был сделан в пользу Ришельевского лицея, с которым компанию связывает многолетняя дружба и совместные программы профориентационного и учебного характера.
С декабря 2021 года двое школьников 11 класса занялись разработкой с “0” программы, которая представляет собой серию мини игр для развития внимания, памяти и концентрации.
До начала работы над проектом ученики имели знания в области информатики, алгоритмов, объектного программирования и даже навыки программирования в Python. Но эту программу они реализовали на iOS, осваивая новый для себя стек технологий. Компанией для ребят были организованы рабочие места, а ментором стал опытный разработчик. Но главный залог успеха — настойчивость ребят в достижении результата и современные технологии, позволяющие быстро осваивать разработку.
По мнению Василия Иванова, CEO компании KeepSolid, именно в IT бизнесе технологии позволяют привлекать к реальным проектам студентов и учеников школы, которые еще не имеют опыта работы.
— Если им помогать в выборе идеи, вооружить технологиями и оборудованием, взять на себя организационную деятельность по сопровождению процесса разработки, помочь с продвижением их продуктов, то студентам и даже школьникам будет по плечу овладеть и веб- и мобильной разработкой. И шаг за шагом продвигаться в создании реального продукта, — добавляет Василий Иванов.
Что думают сами ученики школ по поводу такого раннего профессионального старта? Не мешает ли этот проект их учебе? Не лишает ли радостей подросткового возраста и общения со сверстниками?
Алексей:
— У нас в лицее в учебной программе есть 4 часа в неделю информатики и 4 часа предмета “информационные технологии и коммуникации”. Моя нагрузка в связи с проектом увеличилась на 4 часа в неделю. До войны мы приходили в офис и, общаясь с менторами, работали над кодом. Сейчас мы работаем из дома. Первые месяцы работы над проектом мне было проще строить свой график, выбирая дни, когда я мог работать по 4 часа. Это нисколько не ограничивало мое общение со сверстниками. На данный момент я готов перейти уже на 6-часовой график работы над проектом.
Виталий:
— Лично мне сначала было проще работать по 2 часа непрерывно. Но сейчас, как и Алексей, хочу перейти на 6-часовой режим. Во-первых, есть такая возможность, во-вторых, работа позволяет отвлечься от негативных переживаний, вызванных войной. Надо сказать, что осваивая мобильную разработку, мы сначала полтора месяца делали учебный проект по созданию мобильного приложения, которое показывало погоду. Именно на нем мы освоили технические приемы, которые сейчас используем в нашей программе. Учебе эта работа не мешает, наоборот, я стал быстрее выполнять задания в лицее.
Алексей:
— Кроме этого мы получаем персональную стипендию от Образовательного фонда. Мы, как и взрослые разработчики, выполняем работу, составляем отчеты по выполненным задачам и получаем вознаграждение за результаты. Просто работаем меньше. К тому же, наша программа не такая сложная как VPN, над которым здесь взрослые разработчики работают.
Обсуждая вопрос занятости школьников в реальных проектах нельзя не поинтересоваться мнением педагогов о таком формате. Преподаватель лицея Шумихин Сергей Аркадьевич, который и «отдал» Виталия и Алексея на проект, рассказал о той базе знаний и навыков, которая помогла ученикам 11 класса войти в проект создания коммерческого приложения:
— В Ришельевском лицее действительно существует программа, которая является углубленным изучением информационных технологий, программирования. Наши выпускники работают во многих IT-компаниях Одессы и не только Одессы, включая и компанию KeepSolid. И они помогают преподавателям в актуализации учебных программ.
По словам Сергея Аркадьевича, эти ребята попали в проект случайным образом, они не проходили какие-либо программы специального отбора. Главными критериями были их желание, сформированный интерес к будущей профессии и высокий уровень мотивации.
— Вряд ли этот опыт сложно будет повторить с любыми школьниками, которые хотят освоить профессию. Уникальность этого проекта состоит в том, что и компания, и лицей не пожалели времени на согласование своих действий и организацию работы учащихся. Ведь они ездили в офис после окончания учебы в лицее до февраля, им нужно было выделить рабочее место, уделить внимание и время менторов. Не каждая компания считает необходимым это делать даже для студентов, не говоря уже про школьников.
Сооснователь и руководитель компании KeepSolid Василий Иванов рассказывает, что подобное сотрудничество со школами он ищет давно.
— В частности, с Ришельевским лицеем мы сотрудничаем не первый год. Много лет назад, когда мы только начинали работать со студентами 2-3 курсов, стало ясно, что это слишком поздно. В IT ВУЗы очень часто поступают не по знаниям и интересам, а по направлению родителей. Либо выбирают будущую специальность по принципу “где платят больше”. Поэтому, работа со школьниками — это идеальный момент кому-то из них уже в этом возрасте показать, что они действительно способны работать в IT и не надо больше искать себя, а другим — своевременно понять, что IT или какие-то конкретные профессии IT лучше не выбирать.
— Что касается моей личной мотивации, наверное, она находится где-то на уровне чувства долга по отношению к школьникам. Я помню себя в возрасте этих парней. Район, где я жил, и люди, с которыми я общался — это среда, в которой в то время нужно было выживать. Я хорошо помню то состояние, когда ты никому не нужен и никто не собирается помочь тебе ни с выбором профессии, ни с трудоустройством. Думаю, этих двух аргументов уже достаточно любому социальному человеку, чтоб взять шефство над новым поколением.
По поводу рентабельности таких проектов в компании отмечают, что они проходят те же стадии, что и «взрослые» проекты. Их нужно продвигать. И именно в этом для школьников и студентов еще один плюс сотрудничества с подобными программами. Сделать приложение, учитывая современный уровень технологий, не так сложно. Но без помощи IT-компании вывести ее на рынок практически невозможно.
Данному проекту компания в этом тоже помогла. Желающие могут найти приложение здесь.