В 1945 году закончилась самая страшная война в истории человечества. Наступил мир, но вопросы остались. Один из них — как получилось, что трудолюбивый и образованный немецкий народ стал соучастником неслыханных злодеяний? Ответ не лежит на поверхности. Доказательство тому — дело Эйхмана.
Адольф Эйхман
Адольф Эйхман (1906-1962) принимал участие в «окончательном решении еврейского вопроса». Был начальником сектора IV D 4 РСХА. Руководил отправкой евреев в концлагеря. В 1944 году отчитался перед Гиммлером об уничтожении 4 миллионов человек. После войны бежал в Аргентину. В мае 1960 года похищен агентами Моссад и вывезен в Израиль. Приговорен к смертной казни. В 1962 году повешен, тело сожжено и развеяно над Средиземным морем.
На процессе все ожидали увидеть лютого зверя, изверга и человеконенавистника. Но перед судьями предстал обыкновенный пожилой человек, спокойный и уверенный в своей правоте. Сын пресвитера евангелической церкви, женатый на убежденной католичке, примерный отец четверых детей.
Бывший оберштурмбанфюрер СС (подполковник) Адольф Эйхман не считал себя виноватым. Он без эмоций говорил на суде об истреблении миллионов и утверждал, что всего лишь выполнял свой долг. Приговор выслушал спокойно и заявил, что умирает с верой в Бога.
Присутствовавшая на суде Ханна Арендт, корреспондент The New Yorker, пытаясь понять личность преступника, написала книгу «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». В ней она высказала мысль, что подсудимого нельзя считать идеологом нацизма. Это обыкновенный «средний» человек, вполне нормальный. Он был одним из винтиков системы — не слишком умным, исполнительным, желающим сделать карьеру. По его словам, гибель многих людей объясняется лишь тем, что он добросовестно делал свою «работу». Угрызения совести? Причем здесь они? Сказали «так надо», значит, наверху лучше знают.
Главный вывод, который Х. Арендт делает в книге, заключается в следующем. Когда в сознании нации происходит сдвиг понятий и моральные нормы подменяются верой в лидера и идеологию, когда вместо «не убий» кричат «ату его!», тогда преступниками оказываются не только «главные злодеи», но и простые люди.
Эксперимент Милгрэма
После суда над Эйхманом ученые начали проводить исследования с целью ответить на вопрос: если человеку приказано причинять боль невинным людям, то до какой степени он может дойти? Первое описание подобного эксперимента появилось в 1963 году. Стэнли Милгрэм, психолог Йельского университета, опубликовал результаты своих опытов в статье «Подчинение: исследование поведения».
Милгрэм планировал начать исследования в США, чтобы отладить методику. После он собирался сделать то же в Германии. Ученый предполагал, что из-за отличий в менталитетах итоги окажутся разные. Презумпция личной свободы у американцев мало похожа на легендарный немецкий «орднунг». Однако, в Германию он не поехал, потому что первый же опыт в г. Нью-Хэйвене (шт. Коннектикут) дал шокирующие результаты. Оказалось, у среднего человека повиновение приказам заложено в подсознание и не зависит от национальности.
Позднее такие же эксперименты были проведены в нескольких странах Европы и Иордании. Результаты получились аналогичными.
Условия и ход эксперимента
В каждом туре эксперимента Милгрэма принимали участие три человека: исследователь и два участника (назовем их учитель и ученик). В качестве учителей набрали по объявлениям 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, различных профессий и уровней развития, психически и физически здоровых, не состоящих на учете у психолога, без приводов в полицию и т.п. На роли исследователя и ученика пригласили актеров.
Учителям сказали, что эксперимент проводят с целью определить, насколько эффективно физическая боль стимулирует память. Исследователь предупредил, что к ним не будет никаких претензий, он все берет на себя. Ученика сажали в кресло с электродами и привязывали. Учитель садился возле пульта с 30-ю кнопками, каждая из которых соответствовала определенному напряжению, до 450В включительно, с шагом 15В. Ученику давали список с парами слов, он должен был их прочитать и потом называть по памяти. За ошибки учитель наказывал его ударом тока, каждый раз увеличивая напряжение.
Актер-ученик отвечал по схеме «один раз правильно, затем три раза неправильно». Когда учитель пускал ток, он ничего не чувствовал, но реагировал «как надо»: говорил, что больно, потом — стонал. При 150В просил, чтобы развязали, при 180В — кричал, при 270В — дико вопил, при 315В — еще сильнее кричал и требовал, чтобы его отпустили и т.д. Если учитель хотел прекратить истязание, исследователь призывал его подчиниться, одну за другой произнося фразы:
- Продолжайте, пожалуйста.
- Чтобы закончить эксперимент, вам надо продолжать.
- Вы обязаны продолжать, это совершенно необходимо.
- Вы не можете выбрать другой вариант, надо закончить работу.
Если и после четвертой фразы учитель все равно отказывался мучить человека, то считалось, что он преодолел авторитет исследователя. К генератору тока приглашали другого участника.
Результаты
Перед экспериментом Милгрэм был уверен, что для большинства людей причинять боль невинному — это дикость и потому до отметки 450В дойдут немногие. Такое же мнение высказали известные психологи, когда их попросили заранее спрогнозировать результаты. В реальности оказалось, что до конца шкалы добралось 26 человек из 40. На отметке 300В остановились только пятеро. Остальные девять — на более высоких значениях. Получается, что на поведение людей влияет больше факторов, чем кажется на первый взгляд.
В одном из последующих экспериментов участвовали только женщины. Результаты оказались приблизительно такими же.
На чем основано подчинение?
Суть эксперимента в том, что моральные установки «учителей» входили в противоречие с требованиями авторитетного человека. Поэтому люди испытывали большой дискомфорт. Они старались не смотреть на ученика, нервно смеялись, у них дрожали руки, на коже выступал обильный пот. Тем не менее, они продолжали истязать невинную жертву. Для оправдания своего поведения они использовали следующие когнитивные установки:
- Руководитель знает, что делает. Учителя были уверены, что, раз эксперимент проводят в университете, значит, он разрешен властями.
- Я участвую в неприятном, но нужном деле. Участники считали, что результаты опыта пойдут на пользу науке, поэтому цель оправдывает средства.
- Мне за это ничего не будет. Исследователь в самом начале утверждал, что берет на себя всю ответственность за происходящее.
- Я всего лишь выполняю свой долг. Это квинтэссенция трех предыдущих положений, но более универсальная.
- Я не знал, что все будет так ужасно. Еще одно оправдание «на все случаи жизни», по крайней мере, с точки зрения «виноватого».
- Так им и надо. Как ни странно, многие учителя считали, что невнимательность учеников действительно заслуживает строгого наказания.
Противоречие между моралью и авторитетом лежит в основе иерархического общества. В нем каждый человек занимает свое место и обязан подчиняться вышестоящим. Не имеет значения, тирания это или демократия, доказано результатами американцев. А иерархическое социальное устройство обусловлено требованиями выживания. Испокон веков племена, в которых были управленцы, жрецы, воины, ремесленники, землепашцы и т.п. имели лучшие шансы перед соседями с намного более примитивным разделением обязанностей.