Эффектом Бильбао называют положительную трансформацию экономического или культурного уровня населенного пункта благодаря одному или нескольким знаковым строениям. Это официальное определение. А если простыми словами?
Эффект Бильбао — это когда Золушка превращается в Принцессу. В испанском варианте сказки роль Золушки сыграл город Бильбао (Страна Басков, Испания) до 1992 года. Роль Принцессы — она же, но 10 лет спустя. Доброй Феей оказался Фрэнк Гэри, очень известный архитектор ХХ века. Хрустальной Туфелькой стал филиал музея Гуггенхайма, Папой — мэрия города, а Злой Мачехой — кризис 70-х годов, наводнение в 1983 году и экстремисты ЭТА. Итак, дальше сюжет сказки.
Золушка
Бильбао — это старинный (основан в 1300 г.) портовый город на севере Испании. К концу ХХ века в нем проживало чуть более 350 тыс. человек. Расположен на побережье Бискайского залива в Стране Басков, административный центр провинции Бискайя. В Средние века был одним из центров торговли. С XIX века здесь строят предприятия тяжелой промышленности. Однако все время Бильбао находилось где-то на обочине политической и культурной жизни страны и даже имело историческое прозвище El Botxo, то есть «дыра, захолустье».
А потом стало еще хуже. Последствия индустриализации во времена, когда ни о какой экологии даже не подозревали, усугубились демографическими и социальными проблемами. Весомую долю внес кризис начала 70-х годов. В частности, изменились логистические связи и порт перестал быть кормильцем. Как следствие около половины (!) молодых людей ежедневно бродили по городу в поисках работы. А в 1983 году произошло ужасное наводнение с многочисленными жертвами (42 чел.) и сотней разрушенных построек в Старом Городе. К этому следует добавить деятельность баскской леворадикальной сепаратистской организации ЭTA, благодаря которой даже в начале 90-х в Бильбао раздавались взрывы.
Наконец, «родители города» поняли, что перспектив нет никаких и нужно что-то делать. Но что именно? Направление развития нашли в чем-то интуитивно, где-то за счет опыта, а еще немного повезло. Для возрождения серого промышленного центра нужны деньги. Чтобы привлечь их, необходима гениальная идея. Где чаще всего они встречаются? В изобразительном искусстве. Именно в это время главный музей Гуггенхайма в Нью-Йорке искал для себя новые площадки. К ним и обратилась мэрия Бильбао.
Музей Гуггенхайма
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке работает с 1937 года. Основан Соломоном Гуггенхаймом (1861–1949), американским предпринимателем и меценатом еврейского происхождения. Это одно из старейших и посещаемых собраний современного искусства в мире. Имеет филиалы в Лас-Вегасе, Италии, Германии и Испании. Еще в нескольких странах (ОАЭ, Мексика, Литва, Финляндия) процесс создания филиалов находится на стадии строительства или проектирования.
Хрустальная туфелька
Руководители регионального и автономного уровня начали в 1991 году переговоры с американским фондом. Было огромное желание презентовать выдающиеся произведения искусства и организовывать громкие выставки. Но при одном условии — в Бильбао для этого нужно построить неповторимое сооружение. С 1992 года начала работу всеобъемлющая программа Стратегической реконструкции города, центральным элементом которой должен был стать Guggenheim.
Страна Басков и Фонд Гуггенхейма достигли соглашения, согласно которому правительство покрывает расходы на строительство ($89 млн. в пересчете с песет), а Фонд будет руководить заведением, обновлять экспозиции и устраивать выставки. Музей решили построить на месте бывшей деревообрабатывающей фабрики Campa de los Ingleses (Английская опушка) в портовом районе на берегу реки Нервьон. Для разработки проекта пригласили одного из самых известных современных архитекторов — американца Фрэнка О. Гэри (Frank O. Gehry).
Расположенное на набережной здание музея поражает своими мягкими очертаниями. Контуры в стиле деконструктивизма изогнуты так, чтобы ловить солнечные лучи. Ее сразу назвали одним из самых впечатляющих сооружений нашего времени. (Деконструктивизм — архитектурный стиль, характерными признаками которого является разрушение стереотипов, зрительное осложнение, неожиданные и умышленно деструктивные формы). Дом сравнивали с футуристическим кораблем, птицей, самолетом и расцветающей розой. Впечатление усиливается внешней отделкой, на которую ушло 24 тыс. м2 титановых листов.
Принцесса
Пожелания «отцов города» сбылись так здорово, как они не видели в самых розовых мечтах. Музей начал работать в 1997 году и сразу стал известен на весь мир. В первые 3 года за счет туристов бюджет Бильбао получил дополнительно 100 млн евро налогов. В 2016 году было 1169400 посетителей. Нетрудно посчитать общую выручку зная, что билет для взрослого стоит 13 евро. Ранее в городе ежегодно проводилось около 80 культурных мероприятий. Сейчас их больше тысячи.
Предпосылки успеха
Но музей, какой бы он ни был грандиозен — это всего лишь одно заведение в многотысячном городе. Для создания того, что сейчас называют «эффект Бильбао», требовалось несколько предпосылок. Главной из них считают то, что весь город стал меняться, лишаясь имиджа серого, грустного и неинтересного промышленного полиса. Фасады домов в центре отмывали от грязи, привели в порядок улицы. Со всего мира приглашали урбанистов и архитекторов, которые не только украсили и эффективно организовали окружающее пространство, но гармонично соединили старые здания с новыми кварталами.
В 1996 году открыли метро по британскому проекту. Построили новый аэропорт, переоборудовали доки по современным требованиям. Над эскизами новостроек работали выдающиеся Арата Исазаки, Рафаэль Монео и Альваро Сиза. По точному выражению одного из руководителей, без музея Гуггенхайма Бильбао город никогда бы не стало тем, чем он есть сейчас в мире. Но и музей не был бы столь популярен среди туристов, если бы не изменился весь город.
Вторая предпосылка, тоже одна из самых важных — достижение консенсуса между политическими силами, группами бизнесменов и чиновников всех уровней о том, что Бильбао нуждается в импульсах, которые будут развивать город. Согласия достигли под патронатом Баскской националистической партии PNV. Благодаря этому все решения воплощались в жизнь как можно быстрее. Третий фактор, способствовавший подъему города, заключается в том, что в 1997 году мировая экономика находилась в хорошем состоянии. Это касается как производственной, так и банковской сферы. Будь на дворе 2008-й или 2019-й, то вряд ли удалось бы так быстро добиться больших успехов. И, наконец, четвертый из благоприятных моментов — огромное внимание печати к фантасмагорическому сооружению Гэри. Говорят, что последний раз такой ажиотаж наблюдался еще в 1977-м, когда в Париже открывали музей Помпиду.
Последователи
Эффект Бильбао пытались повторить неоднократно, но далеко не всегда это приводило к значительным достижениям. Несмотря на результат пиренейцев, нельзя утверждать, что строительство одного дома, даже самого привлекательного, обязательно полностью изменит имидж поселения. Да, есть положительный пример Роттердама, где оригинальный рыночно-апартаментный комплекс привлекает около 6 млн. туристов в год, благодаря чему его называют «городом будущего». Но есть и отрицательный пример Сиэтла, где музей Рок-н-ролла (между прочим, по проекту того же Фрэнка Гэри) стал громким провалом.