Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект социальной фасилитации) — это психологическая особенность, выраженная в том, что присутствие наблюдателя влияет на поведение человека. Говоря по-простому, когда кто-то что-то делает и на него при этом смотрят другие, то он смущается и допускает ошибки. Правда, результат может быть и положительным — личность при свидетелях вдохновляется и начинает работать лучше.
Ранние исследования
Эффектом аудитории (тогда он еще так не назывался) первым заинтересовался в 1898 году Норман Триплетт (США). Он наблюдал за тренировками велосипедистов и заметил, что если спортсмен кружил по треку один, то результаты получались ниже, чем в парных заездах. Психолог решил, что присутствие другого человека как-то влияет на деятельность объекта наблюдения. Для подтверждения выводов он провел эксперимент. Перед детьми поставили задачу — намотать на катушку рыболовную леску, причем управиться надо было как можно скорее. Они это делали сначала поодиночке, а затем по двое. В последнем случае им не говорили, что надо соревноваться между собой. Тем не менее, итоги оказались аналогичными. Когда рядом сидел другой мальчик, леска наматывалась быстрее.
Значительный вклад в исследование эффекта внес Флойд Олпорт (1890-1978, США), за которым закрепился титул «отец экспериментальной социальной психологии». В своих ранних работах он занимался проблемами влияния группы на личность и высказал много важных идей, большинство из которых затем вошли в его книгу «Социальная психология». В 1920 году Олпорт анализировал как влияет на деятельность человека присутствие других людей. Он назвал это «эффект аудитории». Он же ввел в научный обиход еще два термина. Если внимание постороннего улучшает результаты респондента, то это называется социальная фасилитация (англ. facilitate — помогать, облегчать) либо социальное способствование. Если же наоборот, результаты ухудшаются, то это социальное торможение или социальное сдерживание. Правда, на вопрос о том почему возникает способствование или сдерживание и при каких условиях это происходит Олпорт не дал ответа.
Эксперименты Зайонца
Теоретическое обоснование эффекта аудитории первым в 1965 году предложил американский психолог польского происхождения Роберт Зайонц (1923-2008). В основе было положение о том, что внимание посторонних возбуждает человека и потому влияет на его поведение. То есть, является внешним стимулом. Одним из основных положений поведенческой экономики является утверждение о том, что в основе поведения человека лежат стимулы. Именно они побуждают к определенным действиям или вносят в них коррективы.
Согласно теории Халла-Спенса, если какое-то действие усвоено хорошо, чуть ли не до автоматизма, то оно выполняется безукоризненно как в одиночестве, так и в присутствии посторонних. Если плохо, то личность наблюдателя становится возбуждающим фактором, который начинает доминировать над недостаточно отшлифованными навыками и мешает их проявить. Р. Зайонц сделал вывод, что если человек выполняет простую работу или решает простую задачу, то возбуждение от присутствия постороннего улучшает результаты. А если сложную, то ухудшает. В подтверждение этой мысли он провел около трех сотен экспериментов, в которых приняло участие почти 25 тысяч респондентов.
Основные положения эффекта аудитории
По итогам экспериментов Р. Зайонца, впоследствии подтвержденных другими исследователями, было выделено несколько основных закономерностей:
- Большое значение имеет отношение респондента к наблюдателю. Если это чужой человек или его мнение мало кого интересует, то эффект окажется минимальным. И, наоборот, когда респондент дорожит мнением наблюдателя и уважает его, то возбуждение и, соответственно, изменения в поведении будут значительными. Если же это знаменитость, то давление оказывается слишком сильным и у респондента все «валится из рук» (закон оптимума активации Йеркса-Додсона).
- Визуальное присутствие наблюдателя не обязательно. Достаточно чтобы человек знал о нем. Это подтверждают эксперименты. Когда группа работала в обычных условиях, производительность труда оставалась прежней. Если же людям сообщали о скрытом наблюдении или говорили, что видеозапись будет просмотрена руководством, производительность поднималась.
- Чем сложнее задание, тем сильнее влияет присутствие посторонних.
- Совместная деятельность либо соревновательный элемент, равно как и присутствие большого количества зрителей, усиливают эффект. Но результат может быть, как положительным, так и отрицательным.
- Эмоционально уравновешенным личностям «на публике» легче справляться с трудными задачами, которые требуют приложения интеллектуальных усилий.
Причины возникновения эффекта аудитории
Психологи называют несколько причин, из-за которых личность «под наблюдением» меняет свое поведение:
- Самопрезентация. Индивидуум желает представить себя перед обществом (даже если на него смотрит всего один человек) в наилучшем свете. Он хочет, чтобы его воспринимали как яркую, незаурядную личность с высокой квалификацией. Поэтому старается показать максимальный результат. Правда, это желание должно подкрепляться способностями, в противном случае получится конфуз.
- Репутация. Похоже на предыдущий пункт, тоже есть желание «хорошо выглядеть», но здесь на первое место выходит боязнь совершить ошибку, показаться неумехой и неудачником. Страх перед заниженной социальной оценкой в большинстве случаев влияет отрицательно.
- Коммуникация. Это более общее понятие. Оно заключается в том, что любая публичная деятельность человека является проявлением его социальной сущности и направлена в конечном итоге на установление желательных ему взаимоотношений с окружающими.
Приведенные выше причины основаны на когнитивных процессах и являются частью теории ментализации. Согласно ей, внутренний мир человека управляет его взаимодействием с окружающим миром и он же, в свою очередь, формируется под влиянием данных, которые получены извне.
Факторы, влияющие на степень проявления эффекта аудитории
Есть несколько факторов, с учетом которых реакция на наблюдение может быть позитивной либо негативной. Прежде всего это личность человека. Если говорить упрощенно, то индивидуум с высокой самооценкой в присутствии посторонних обычно работает более продуктивно. С низкой — волнуется и теряется. Также следует учитывать различия между культурами. Вот любопытный пример. В 2020 году показывали матч NBA. Во время малых перерывов камеру наводили на зрителей. И вот, когда американцу сосед говорит, что его показывают по телевизору (это отображается на большом табло в зале), тот вскакивает, начинает улыбаться, махать руками, всех приветствовать и т.п. Но вот камеру навели на двух японок лет восемнадцати. Одна из них вела себя очень расковано, улыбалась, махала кому-то рукой. Вдруг подружка показала ей на камеру. Японка страшно смутилась. И наконец, экстраверты менее подвержены эффекту аудитории, по сравнению с интравертами.