Деньги — это эквивалент стоимости. Или, иначе говоря, мера обмена, способная привести разнородные товары и услуги к единому знаменателю. Например, если труд токаря (услуга) оценивается 50 грн/час (все цифры условные), а женские зимние сапоги (товар) предлагают в магазине за 5000 грн, то чтобы обуть любимую супругу рыцарь резца и шпинделя должен отработать 100 часов. Тогда он сможет обменять услугу, которую оказывает, на товар, что ему нужен. Казалось бы, все просто и понятно.
А вдруг токарь отработает 50 часов, а потом тариф упадет до 40 грн/час? Тогда за вожделенные сапожки придется отпахать 112,5 часов. Кроме того, ДЕНЬГИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ — ЭТО РАЗНЫЕ ДЕНЬГИ. Что если супруг накопит необходимые 5000 грн, но на семейном совете будет решено покупать обувь не сразу, а ближе к зиме, когда она нужнее? Но цена к тому времени подскочит до 5500 грн, как тогда быть? Оказывается, не все так просто. А решение семьи по поводу переноса покупки на осень — это вообще влияние когнитивного парадокса, который называется денежная иллюзия.
Что такое денежная иллюзия?
Денежная иллюзия — это очень распространенная особенность мышления. Она проявляется в том, что человек воспринимает деньги исходя из их номинальной, а не реальной стоимости. Первая определяется цифрами на купюрах. А вторая — покупательной способностью.
Указанная способность обеспечивается государством, которое декретным порядком обязывает граждан использовать деньги как платежное средство. Оно же (государство) гарантирует, что их номинальная стоимость будет соответствовать реальной. В тех странах, где есть политико-экономическая стабильность, цены и зарплаты остаются неизменными и такой порядок работает довольно неплохо. Только правительство обязано учитывать инфляцию, из-за которой деньги постепенно обесцениваются. При современных товарно-денежных отношениях она будет всегда, даже если в стране все в порядке. Почему — это отдельный разговор.
Когда же в обществе происходят катаклизмы, инфляция усиливается. Если она растет достаточно долго, то покупательная способность денег падает так, что поднятие зарплаты не улучшает благосостояние населения. (Это по сути мероприятие для предотвращения социальных бунтов). Однако много людей даже в такой обстановке видят в повышении заработка явную выгоду, потому что не принимают во внимание инфляцию.
Термин «денежная иллюзия»
Термин «денежная иллюзия» появился в начале прошлого столетия. Его ввел в экономическую теорию Дж. М. Кейнс (1883-1946). Этот выдающийся английский экономист, основатель направления в науке, позже названного его именем (кейнсианство), в своем фундаментальном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) сумел аргументированно поспорить с основными положениями неоклассической теории. До конца 30-х годов ведущие демократические страны приняли его рекомендации относительно денежно-кредитной и фискальной политики. А до конца 70-х это сделали почти все государства с рыночной экономикой. По утверждению журнала Time, который включил Кейнса в список наиболее важных людей ХХ века, его постулат о том, что «правительства должны тратить деньги, которых у них нет», вполне способен удержать на плаву капиталистическую экономику.
В 1928 году И. Фишер (1867-1947) рассматривал данный вопрос в своей книге “The Money Illusion”. Интересно, что этот видный американский экономист, внесший значительный вклад в развитие теории денег, был представителем неоклассического направления, того самого, которое критиковал Дж. М. Кейнс. Экспериментальные доказательства факта существования денежной иллюзии были представлены позднее. В 90-х годах это сделали Э. Шафир (род. в 1959 г.), П. А. Даймонд (род. в 1940 г.) и А. Тверски (1937-1996). Тогда же было наглядно продемонстрировано наличие когнитивного диссонанса не только в искусственно созданных ситуациях, но и во время реальных событий.
Экономическая задача
В качестве иллюстрации несоответствия номинальной и реальной стоимости денег предлагается несложная задача. Допустим, Иванчуку, Петрочуку и Сидорчуку дали по 300 тыс. грн. Каждый на эти деньги купил квартиру. Ремонтов не делали, пользовались аккуратно. Так как по строительным нормам многоэтажки рассчитаны на 100 лет, то за год объективная (номинальная) стоимость практически осталась прежней. Но реальная цена могла измениться из-за роста или падения спроса. Через год каждый продал свою квартиру. Однако:
- В регионе, где живет Иванчук, цены за год выросли на 10%, он получил 324 тыс. грн.
- Там, где Петрочук — цены остались на том же уровне, ему дали 297 тыс. грн.
- Там, где Сидорчук — цены упали на 10%, он взял за жилье 276 тыс. грн.
Вопрос: кто совершил самую выгодную сделку? На первый взгляд, Иванчук (+24 тыс. грн), потом Петрочук (-3 тыс. грн) и хуже всех — Сидорчук (-24 тыс. грн). А если посчитать?
Из-за повышения цен на 10% Иванчук чтобы «выйти в ноль» надо было продать жилье за 330 тыс. грн. Так что он на 6 тысяч в минусе. С Петрочуком все понятно, там 3 тысячи убытков. А вот Сидорчуку чтобы с учетом падения цен на 10% остаться «при своих» достаточно было продать квартиру за 270 тыс. грн. Так что он еще и 6 тыс. грн заработал, он самый успешный.
Влияние денежной иллюзии на экономическую ситуацию и поведение людей
Понятие денежной иллюзии противоречит основному постулату классической экономики. Согласно ему, личность во всех случаях действует рационально, исходя из понятия максимальной выгоды. Поэтому монетаристы (т.е. экономисты, которые считают главным фактором наращивание денежной массы и ее соответствие товарному спросу; налоговой политике они отводят вторичную роль) существование данного противоречия отрицают.
Если же просуммировать мнения сторонников денежной иллюзии, то с их точки зрения она влияет на экономическую ситуацию следующим образом:
- Во время кризиса и усиленной инфляции реальные цены на товары и услуги растут. Однако темпы роста номинальных цен существенно запаздывают. Это подстегивает спекуляцию. Кто-то находит лазейки и покупает дефицит по госцене, а потом продает дороже.
- Заработная плата индексируется намного реже (медленнее), чем растут цены. И процент увеличения как правило заметно меньше. Например, цены в среднем выросли в 4-5 раз, а зарплата — только в 2 раза. То же самое можно сказать о контрактных обязательствах.
- Если рост зарплаты соответствует инфляции (например, и выплаты, и реальные цены поднялись в 2 раза) — все равно это влияет на покупательский спрос.
- Население вводят в заблуждение интервью в СМИ — необоснованные заявления политиков либо высокопоставленных чиновников, в которых они оперируют номинальными, а не реальными ценами.
В заключение — наблюдение о субъективности восприятия. Допустим, средняя зарплата в школе равна 6 тыс. грн / мес. А потребительская корзина стоит 5,45 тыс. грн. Так вот, если выплаты уменьшить на 5%, то есть до 5,7 тыс. грн при тех же самых ценах, то учителя начнут возмущаться и ругать правительство. Но, если выплаты увеличить на 5%, то есть до 6,3 тыс. грн / мес., а стоимость потребительской корзины поднять на 10%, то есть до 5,995 тыс. грн, то люди будут считать, что «все нормально». Хотя на самом деле ухудшение покупательной способности в обоих случаях практически одинаковое.