Украинцы продолжают активно пользоваться цифровыми финансовыми инструментами для удобных платежей. Так, 61% опрошенных оплачивали покупки бесконтактно цифровой картой через смартфон или другой гаджет с NFC в 2024 году — что на 21 п. п. больше, чем в довоенном 2021 году. Каждый второй опрошенный имеет оцифрованную карту в своем цифровом кошельке, а 41% опрошенных используют цифровую карту, которая не имеет пластикового аналога.
Таковы результаты ежегодного исследования MasterIndex, в рамках которого компания Mastercard проанализировала платежные предпочтения пользователей банковских услуг.
Цифровой банкинг меняет финансовые привычки украинцев
Девять из десяти опрошенных пользуются цифровым банкингом — мобильными приложениями банков или интернет-банкингом. Среди всех услуг диджитал-банкинга в частности растет популярность функции быстрого открытия платежной карты онлайн — такую карту в прошлом году открыли более четверти (26%) респондентов, пользователей цифрового банкинга.
«Устойчивый тренд популярности цифровых кошельков и бесконтактных платежей свидетельствует о том, что Украина движется в ногу с глобальными трендами. И сегодня Украина стабильно входит в десятку мировых стран по количеству NFC-платежей картами Mastercard в физических торговых точках. Наша миссия в Mastercard — предоставлять инновационные решения, которые делают платежные операции удобными и безопасными. Мы верим, что цифровые технологии способствуют устойчивому экономическому росту, и делаем все, чтобы украинцы имели доступ к самым современным финансовым инструментам», — подчеркивает Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове.
Банковские приложения становятся финансовыми помощниками украинцев. Пользователи хотят видеть там не только базовые функции, но и инструменты для управления средствами: 36% нуждаются в подробной аналитике доходов и расходов, 25% — в советах по финансовому планированию, а 18% — в профессиональных консультациях по управлению активами.
Растет использование и доверие к цифровым банковским сервисам. Каждый второй пользователь диджитал-банкинга открыт к полному переходу на цифровые каналы для осуществления банковских операций. При этом 70% из них готовы сделать это в ближайшие полгода, что на 12 п. п. больше по сравнению с результатами опроса годом ранее.
Диджитал-шопинг и поддержка украинских производителей
Онлайн-шопинг в Украине продолжает развиваться. Среди респондентов, которые покупали в интернете в 2024 году (а это более 90% опрошенных), 59% делали это регулярно в течение месяца, что на 14 п. п. больше по сравнению с довоенным 2021 годом.
В то же время меняются способы оплаты онлайн-заказов: доля тех, кто рассчитывается наличными при получении, сократилась до 36% (против 43% годом ранее). Зато цифровые расчеты набирают обороты — каждый третий (33%) онлайн-покупатель оплачивал покупки через цифровые кошельки при заказе, а 41% — картой через терминал при получении.
В физических точках продаж также преобладают безналичные расчеты — им отдают предпочтение 69% опрошенных украинцев, тогда как только 12% продолжают рассчитываться наличными.
Примечательно, что 60% респондентов отмечают, что стали чаще покупать товары украинского производства в течение прошлого года. Самыми популярными категориями стали продукты питания (82%), лекарства (62%), одежда и обувь (43%) и товары личной гигиены (41%).
Инновационные методы оплаты и персонализация: чего ожидают украинцы
Пользователи заинтересованы в инновационных платежных технологиях. Так, 23% опрошенных хотели бы использовать новые технологические решения для расчета в магазинах, такие как «scan and go», что позволяет сканировать товары и осуществлять автоматическую оплату при выходе из магазина.
Украинцы также проявляют значительный интерес к персонализированным финансовым решениям: 51% опрошенных хотят получать персональные скидки и предложения на основе истории их покупок. Это подтверждает рост спроса на индивидуальный подход в банковском обслуживании, что соответствует глобальным тенденциям.
Параллельно растет осознание важности обучения детей финансовой грамотности. Среди опрошенных родителей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, 37% отмечают, что их дети уже имеют собственные платежные карты. Среди тех, чьи дети не имеют карт, 65% планируют открыть их в будущем.