Человек вложил деньги в стартап. На получение дохода влияет много факторов, как внешних, так и внутренних. Инвестор может влиять далеко не на все. Он не способен предотвратить банкротство или изменить биржевые курсы ценных бумаг. Но, когда он принимал решение о покупке акций, ему казалось, что риски просчитаны и «все под контролем».
Иллюзия контроля (ИК) — это системная ошибка мышления, из-за которой человек уверен, что он может управлять ситуацией, тогда как на самом деле от него ничего не зависит. Или он влияет на события намного меньше, чем ему кажется.
Почему появляется ИК? Жизненные ситуации можно разделить на два типа. К первому относятся те, в которых надо проявлять навыки: подумать, изучить исходные данные, определить стратегию, сделать правильный выбор, проявить характер в борьбе с конкурентом, обладать знаниями и умениями и многое другое. Это руководство собственным предприятием, взаимоотношения с партнерами и подчиненными и т.п. Для второго типа способность думать и действовать не имеет значения. Здесь все хаотично, непредсказуемо и зависит от случая. Сюда относятся некоторые виды азартных игр, лотереи и, в какой-то мере, ставки. А также множество моментов, когда исход зависит от величин, на которые человек не может повлиять. Например, на экзамене профессор с утра «не в духе», из-за чего студенты получают заниженные оценки. ИК используют на спиритических сеансах и в прочих «магических» воздействиях, она лежит в основе всех суеверий.
Человек привык к тому, что от него что-то зависит. Ему хочется так думать, это возвышает его в собственных глазах, никому не нравится быть беспомощным. Поэтому он совершает определенные действия, которые, как ему кажется, повысят шансы на успех. Держит пальцы «крестом», не бреется перед экзаменом, долго трясет игровые кости перед броском, выбирает лотерейные билеты определенным способом, старается придумать систему в азартной игре и др. Термин «иллюзия контроля» появился в 1975 году. Психолог из США Эллен Лангер (род. в 1947 г.) провела несколько экспериментов, в ходе которых доказала стремление людей влиять на результат даже в тех случаях, когда это невозможно в принципе.
Какие факторы влияют на иллюзию контроля
Во время проведения опытов были обнаружены факторы, усиливающие либо ослабляющие ИК:
- Если человек участвует в событии, не обязательно в качестве руководителя, вероятность ИК возрастает.
- Уверенность в успехе.
- Control freak. Навязчивое желание контролировать все и всех.
- Если ситуация уже встречалась ранее и результат был положительным, то человек повторит свои действия, считая, что они способствовали успеху.
- Отзывы окружающих. Если они позитивные, то ИК усиливается и наоборот.
- Тревога (как приедешь — позвони сразу же).
- Неумение делегировать полномочия.
- Перфекционизм (все надо сделать идеально).
- Внутренний локус контроля (все зависит только от меня).
К сожалению, если что-то пошло не так, ИК нередко оканчивается тяжелым стрессом.
Иллюзия контроля — это хорошо или плохо?
ИК считается позитивной. Это разновидность оптимистического мышления. Она является одной из причин хорошего настроения, позитивного взгляда на жизнь и уверенности в своих силах, что, как известно, важное условие достижения успеха в бизнесе. Как утверждает профессор психологии Сюзанн С. Томпсон, у людей с депрессивными симптомами она почти не встречается. И можно привести много примеров, когда предприниматель, будучи абсолютно уверен в себе, «шел напролом» и побеждал.
Недостатки у ИК тоже есть. Когда бизнесмена «заносит», это может плохо кончиться. Если предприниматель слишком уверен, что «все под контролем», он иногда не замечает ухудшение обстановки. А еще человек, убежденный в полном владении ситуацией, после неудачи чрезмерно казнится и винит во всем самого себя.
Иллюзия контроля и реклама
Особенно ярко ИК проявляет себя в популяризации товаров и услуг. Джону Ванамейкеру (1838-1922), которого считают отцом современной рекламы, приписывают фразу:
Из всех денег, которые я расходую на рекламу, половина тратится впустую. Хуже всего то, что я не знаю, какая именно половина
Это высказывание иллюстрирует проблемы оценки эффективности данного способа продвижения. До сих пор немало компаний вкладывают деньги в плакаты, баннеры и т.п. просто потому, что их руководители знают: «реклама — мотор бизнеса». Но при этом они не пытаются в полной мере оценить результаты. Они уверены, что такие действия положительно влияют на выбор покупателей. То есть в том, что они контролируют спрос.
Между тем, способы контроля существуют, и они довольно несложные. Например, можно показать рекламные материалы случайно выбранным посетителям магазина. И убедиться в том, что чаще всего люди не обращают на них почти никакого внимания. Но так делают нечасто, слишком велика убежденность в том, что реклама заставляет покупать. Это тоже ИК. Да, она заставляет, но как соотносятся между собой затраты на баннеры и рост уровня продаж? Когда eBay всерьез занялась этим вопросом, то оказалось, что рентабельность продвиженческих мероприятий иногда бывает отрицательной.
Уверенность и самоуверенность
Предприниматели — люди волевые, энергичные и уверенные в себе. Но «очень хорошо — тоже плохо». Британский психолог д-р Ганс Айзенк считает, что причиной возникновения рака является не курение и прочие «вредности», а такие черты характера как беспомощность, постоянное ожидание неприятностей, безнадежность, депрессия, слабая стрессоустойчивость, отсутствие ярких эмоций и т.п. В то же время энергичные, жизнерадостные, нередко даже скандальные пациенты, которые активно сражаются с болезнью и верят в успешный исход, выздоравливают чаще.
С мнением Г. Айзенка перекликаются слова М. Норбекова. В своей книге «Опыт дурака или Ключ к прозрению» он утверждает, что при помощи одной лишь силы воли человек может вылечить все, даже рак. Подобные мысли можно встретить и у других авторов. В связи с этим деловые люди иногда считают, что в состоянии справиться с болезнями самостоятельно, за счет личных качеств, плюс, может быть, нетрадиционной медицины. Не будем оспаривать корифеев, речь о другом. Это еще один частный случай ИК, когда человек уверен, что у него достаточно собственных сил для преодоления напасти.
В подтверждение сказанного можно привести историю одного из самых известных предпринимателей ХХ века Стива Джобса (1955-2011). Осенью 2003 года у него диагностировали рак поджелудочной железы. Ему повезло, этот тип болезни имеет очень неблагоприятный прогноз, но у Джобса оказалась разновидность, поддающаяся оперативному лечению. Однако один из основателей Apple, обладая крайне высоким самомнением и безграничной уверенностью в своих силах, 9 месяцев отказывался от операции (о чем, кстати, впоследствии жалел), лечился иглоукалыванием и травами. Затем ему все-таки сделали панкреатодуоденэктомию, но в печени уже появились метастазы. Здоровье все ухудшалось, в итоге С. Джобс умер в возрасте 56 лет. По нынешним меркам — еще бы жить да жить…