Каждый раз, вступая в новые деловые отношения, вы с вашим контрагентом обязательно заключаете договор — и так должно быть. Хороший контракт необходим для крепких деловых взаимоотношений и помогает избежать путаницы, которая может привести к пагубным и потенциально разрушительным недоразумениям в будущем.
Однако, каким именно должен быть хороший договор, в частности – на диджитал-маркетинг? Что должно быть включено? Что определенно НЕ должно быть включено? Мы подготовили несколько советов для вас, чтобы ваш контракт с маркетинговым агентством принес вам как можно больше пользы – и как можно меньше вреда.
1. Идеальный контракт — уникальный контракт
Лучший совет, который может дать вам юрист по поводу контракта на диджитал-маркетинг (как и, в принципе, по поводу любого другого) – это создать новый контракт именно под ваши взаимоотношения с подрядчиком.
Почему «одолжить» чей-то контракт на диджитал-маркетинг – это плохая идея?
Во-первых, вы не можете знать точно, в чьих интересах был составлен именно этот документ (а контракт почти всегда создается в интересах одной из сторон).
Во-вторых, контракт – это продукт интеллектуального труда. Согласовать его использование с его автором будет, скорее всего, непросто (да и будете ли вы заниматься этим?), хотя для правда уникальных контрактов игнорирование авторства вполне может повлечь за собой претензии из-за нарушений авторских прав.
2. Нет завышенным ожиданиям
Когда новейший и блестящий способ продвижения ложится на стол владельцев или руководителей бизнеса, многие часто попадаются на уловку, не понимая своих целей. Помните, что каждая тактика цифрового маркетинга должна «вписывается» в индивидуально вашу общую картину и иметь целью потенциального клиента именно там, где он «находится».
Вам могут предлагать невероятные запатентованные технологии, которые точно будут ориентироваться на ваших клиентов и увеличат ваши продажи на 1000% с вероятностью в 200%, и вот вы уже попались. Сама возможность увеличить бизнес на 1000% всего при помощи одного маркетингового продукта стала новой целью; у вас нету времени разбираться, нужно действовать – и контракт подписывается молниеносно.
Наш совет – не спешить и взвешивать. Мгновенные результаты и огромный прирост клиентов за сутки – это, скорее, миф, чем реальность, так как любой рост есть результат труда и терпения. Иначе маркетинговых агентств и не существовало бы.
3. Продолжительность контракта важна
Исследуя рынок, вы скорее всего обнаружите, что множество предложений включают в себя долгосрочное сотрудничество. Однако в диджитал-маркетинге это не всегда уместно. Даже наоборот: пробуя новый способ продвижения своего бренда, намного лучше просить, например, ежемесячное соглашение с возможностью его досрочного расторжения. Если маркетинговая компания уверена в своих возможностях и услугах, то ей ничего не будет стоить работать с вами в таком формате, ведь вы будете платить и дальше, увидев результаты. Худший же сценарий для вашего бизнеса – это подписать дорогой договор на несколько месяцев/лет и через несколько недель обнаружить, что новая методика в вашем случае не работает.
4. Ориентируйтесь на примеры, но не очень
Если вы собираетесь спросить специалистов по маркетингу по поводу референсов и примеров из их практики до подписания договора с целью получить побольше полезной информации, то будьте готовы к разочарованиям. Нет, хороший специалист не станет вас обманывать. Однако, в его интересах предложить вам наилучший, наиболее удачный пример из всех, умолчав о менее успешных случаях. Правда в том, что ваш бизнес и бюджеты отличаются от ближайших конкурентов и, тем более, бизнесов из других сфер в следствии очень многих факторов, так что не нужно равняться на кого-то другого. Если же вы используете эту просьбу, чтобы выиграть больше времени в переговорах под большим давлением – это хороший ход.
5. Что стоит включить в контракт на диджитал-маркетинг
Стороны могут обсуждать самые разные условия будущего сотрудничества, но есть те, без которых договор о цифровом маркетинге будет неполноценен. Что же нужно прописать в контракте в первую очередь?
- Определения. Обе стороны должны договориться, что они понимают пот теми или иными терминами, а также использовать такие термины на протяжении всего соглашения.
- Услуги. Как правило, услугам в контракте посвящается целый раздел. Почему? Кроме конкретизации услуг, которые будут предоставляться по контракту, огромное значение имеют сопутствующие аспекты, включая условия, обязательства и ответственность, а также все ограничения, исходя из особенностей самих услуг и отношений между сторонами. В этом разделе также будут подробно описаны требования, предъявляемые к соблюдению всех законов нужной юрисдикции.
- Отношения между вовлеченными сторонами. В разделе, скорее всего, роль исполнителя определится в качестве независимого подрядчика. Стоит также подумать о дополнительных обязанностях. Возможно, исполнитель будет также осуществлять контроль за работой некоторых сотрудников? Да или нет (и каким образом, если да) – нужно прописать.
- Отказ предоставлять информацию. От клиента требуется предоставлять исполнителю информацию, необходимую ему для выполнения своей работы. Сторонам стоит договориться, что произойдет в случае несоблюдения этого обязательства.
- Конфиденциальность передаваемой информации. Условия раздела о конфиденциальности могут касаться обеих сторон или же защищать, например, только клиента. Обычно положения определяют, какая информация является конфиденциальной, какие обязанности сторон по отношению к ней, а также – какие санкции несет нарушитель. В некоторых случаях есть смысл не ограничиваться разделом и обсудить подписание отдельного соглашения о конфиденциальности.
- Оплата. Условия оплаты – одни из важнейших в любых договорных отношениях. Стоит выделить отдельный раздел, в котором была бы предусмотрена единая, четкая и понятная процедура выставления счетов клиенту, а также срок оплаты и плата за консультационные услуги, которые будут взиматься. Также можно обсудить, как и какие расходы исполнителя могут оплачиваться клиентом.
- Качественно составленный договор будет также содержать срок действия договора и условия его расторжения. Других же пунктов может быть множество в зависимости от пожелания сторон – о непереманивании, ведении реестра записей, дополнительных санкциях и так далее.
В статье мы описали некоторые аспекты, касающиеся контракта на предоставление услуг в диджитал-маркетинге. Используя даже только их, вам станет проще вести переговоры по поводу будущего договора. Важно помнить, что контрагент – ваш товарищ, а не противник, потому не стесняйтесь задавать вопросы и просить объяснить непонятное. Однако лучший способ получить качественный контракт – вовлечь в переговоры компетентного юриста. На вашей стороне, разумеется.