Несмотря на то, что термин VUCA (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity) – волатильность, неопределенность, сложность и двусмысленность был придуман Гербертом Ф. Барбером (Herbert F. Barber) в далеком 1992 году, сегодня он актуален как никогда. Первоначально представленная Барбером как концепция стратегического управления компанией, VUCA также отражает проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются менеджеры, в том числе и за пределами своих организаций. Сегодня термин VUCA описывает влияние, которое глобальные зависимости, политические разногласия, технологизация и изменение потребительского поведения оказывают на компании, слои общества, и менеджеров 21-го века, которые вынуждены быть всегда в тонусе.
Однако вряд ли какой-либо из вышеперечисленных факторов привел к таким далеко идущим изменениям, как пандемия COVID-19, которая нависла над нами с марта 2020 года. Следствием пандемии стали события, которые многие считали априори невозможными: проникновение электронной коммерции в США выросли с 16% до, примерно, 34% за три месяца (для сравнения: на рост с 5% до 16% потребовалось около десяти лет); внутренние проекты, для которых первоначально планировался срок около трех лет, были запущены в течение одного уик-энда; а работа ряда отраслей была перевернута с ног на голову, например, ресторанов, здравоохранения и торговли. Коронавирус привел к тому, что привычная стабильная уверенность была заменена новой нормой, а это означает, что термин VUCA приобрел совершенно новое значение.
Цифровизация: константа новой нормы
В условиях возникшей неопределенности цифровизация стала центральным инструментом в повестке дня всех руководителей компаний, поскольку она позволяет им более гибко реагировать на перемены и вводить необходимые контрмеры. Хотя для многих компаний уже было довольно сложно вывести процессы своей компании на следующий (цифровой) уровень, появление коронавируса теперь означает, что это стало фактором выживания, который будет определять будущее каждой компании. Независимо от того, идет ли речь о расширении онлайн-области для включения офлайн-продаж, реализации проектов посредством цифровых инструментов, или управления командами через цифровые каналы, сервисы и платформы.
Трудности современного менеджера включают также преодоление физического расстояния до отдельных коллег, вызванное необходимостью работать из дому, и, несмотря на в значительной степени децентрализованные команды, создание цифровых взаимодействий с целью реализации процессов проекта, а также поощрения командного духа. В результате пандемия повысила актуальность внедрения цифровых решений, поскольку это единственный способ адекватно противостоять кризису и более оперативно реагировать на его воздействие. Поэтому, неудивительно, что, согласно исследованию тенденций DMEXCO, около 70% менеджеров в регионе DACH указали, что пандемия ускорит их запланированные проекты цифровой трансформации, чтобы они могли соответствовать новым требованиям.
Адаптивность определит будущий успех
В настоящее время управленцы проходят ускоренный курс не только по цифровизации, но также по управлению изменениями и новой работе. Здесь одним из основных критических факторов успеха является то, как отдельные менеджеры практикуют «дистанционное руководство» в компаниях потому, что необходимо обеспечивать гибкость преимущественно кросс-функциональных и децентрализованных членов команды. Поэтому одним из фундаментальных аспектов для компаний является то, насколько умело и быстро они могут реагировать на кризисы и изменения в своей организационной среде и адаптировать свою компанию.
VUCA 2.0 — противоядие от неопределенности
Под влиянием внешних факторов менеджеры чувствуют себя вынужденными исследовать новые возможности и приобретать новые навыки, чтобы иметь возможность отвечать на актуальные вопросы. Вот поэтому необходимо иметь четкое представление об общей ориентации организации и иметь возможность успешно донести его внутри компании для совместного решения проблем.
Это достигается про помощи VUCA 2.0, который можно рассматривать как противоядие от VUCA, составляющие нового термина предоставляют управленцам руководящие принципы, которые они должны применять, выполняя функции оперативного управления, чтобы быть в курсе текущих и будущих проблем:
Vision:
Более чем когда-либо прежде, менеджеры должны иметь возможность обеспечивать постоянную ориентацию организации в контексте изменений и выдвигать видение, к которому компания должна стремиться. Это требует не только определения «путеводной звезды», но и необходимой степени прозрачности, которая позволит каждому сотруднику посвятить себя выполнению поставленной задачи. В то же время важно выработать общее понимание ценностей и стратегии организации, чтобы менеджеры имели возможность принимать соответствующие решения, тем самым давая возможность своим командам идти тем же путем.
Understanding:
Помимо определения общего видения, важно глубокое понимание структур и процессов, чтобы иметь возможность быстро и эффективно применять навыки и компетенции сотрудников компании. В то же время должно существовать глубокое понимание контекста компании. Это необходимо для гибкой адаптации к динамическим требованиям клиентов, конкурентов и изменениям политического климата. С этой целью во всей компании необходимо установить прозрачную коммуникацию и взаимодействие, чтобы любое нестабильное влияние можно было пресечь в зародыше. Только так можно гибко реагировать на внешние изменения, минимизировать риски и способствовать устойчивости.
Clarity:
Один из способов справиться со сложной внутренней и внешней организационной средой – это целенаправленное и четко сформулированное руководство компанией. Такой подход внесет ясность в существующий хаос, позволив найти и реализовать эффективные контрмеры. В результате процессы могут быть структурированы более четко, каналы связи используются более эффективно, а решения передаются быстро, в результате, несмотря на существующую сложность, они могут быть прозрачно доведены до сведения сотрудников и постоянно делаться видимыми.
Agility:
Чтобы оставаться жизнеспособными в будущем, компании должны быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к внешним требованиям, и достаточно гибкими, чтобы реагировать на изменяющуюся среду. Это означает, что гибкость должна не только отражаться в структурах и процессах компании, а представлять собой качество лидерства, которое проявляется, когда менеджеры демонстрируют гибкое мышление. Вот почему инициирование культурного сдвига и внедрение гибких процессов и моделей межфункционального сотрудничества сегодня является центральной функцией для менеджеров. Для этого они должны иметь возможность открыто общаться внутри организации и быстро находить подходящие решения, не упуская из виду вышеупомянутую «путеводную звезду».
Цифровизация – залог успеха VUCA 2.0
VUCA 2.0 предлагает менеджерам подход, который может помочь во времена растущей неопределенности. Однако это также означает, что необходимо использовать подходящие технологии, создавать цифровые платформы и передавать внутренние знания таким образом, чтобы можно было быстро и гибко обмениваться соответствующей информацией, данными и прозрачностью с учетом меняющихся ситуаций. С этой целью организациям следует отказаться от разрозненного мышления, поощрять интеграцию и сотрудничество между различными областями и создавать механизмы, которые мотивируют саморефлексию. Помимо этого, компании должны создать среду для непрерывного обучения и культуру, основанную на ценностях, чтобы предоставить сотрудникам инструменты, которые понадобятся, чтобы справиться с внезапными, епредвиденными событиями. Это дает возможность отдельным командам и сотрудникам противостоять сочетанию нестабильности, неопределенности, сложности и двусмысленности, которое станет нормой в обозримом будущем. Такой подход, в конечном итоге, позволяет, как сотрудникам, так и менеджерам использовать информацию стратегически и в интересах компании с целью оптимизации распределения ресурсов и предотвращения неэффективности.
VUCA 2.0, как основной навык современных организаций
Внедрение руководящих принципов VUCA 2.0 в конечном итоге является критическим фактором для менеджеров, когда речь идет о противостоянии вызовам, создаваемым влиянием VUCA, и становящимся сильнее, чем когда-либо. Определяя видение, понимая свою собственную организацию и обеспечивая ясность в общении и гибкость в действиях, можно снять остроту неопределенности и, в свою очередь, совместно следовать общему видению. Изменение руководства и поведения сотрудников в соответствии с VUCA 2.0 действительно принесет свои плоды, если они будут согласованы с правильными инструментами, платформами и технологиями. Однако запланированное изменение может быть запущено только тогда, когда его «колеса» приходят в движение, как это происходит именно сейчас.