Основной закон спроса и предложения гласит, что при прочих равных условиях в результате роста стоимости товара падает уровень его реализации. Справедливо и обратное — чем дешевле, тем быстрее расходится. Казалось бы, все просто, понятно и экономически обосновано… до тех пор, пока не срабатывает эффект Гиффена (парадокс Гиффена, товар Гиффена, Giffen effect) — повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса. И наоборот.
История вопроса
Британский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) обнаружил и описал парадокс, названный его именем, в середине XIX века. В 1845-1849 годах в Ирландии из-за болезней растений и холодных зим случился неурожай картофеля. Поскольку это был основной продукт питания населения, начался голод.
Из-за нехватки популярного овоща цена, ранее небольшая, заметно выросла. Однако спрос тоже повысился. Позже Гиффен изучал состав потребительской корзины рабочих-угольщиков и обнаружил аналогичный эффект. После очередного взлета расценок на хлеб его покупали все больше. В 1895 г. понятие «Эффект Гиффена» ввел в теорию английский экономист, глава «Кембриджской школы» А. Маршалл (1842-1924).
Предпосылки для возникновения эффекта Гиффена
Так что же, парадокс Гиффена опровергает главный постулат спроса-предложения? Ни в коем случае. Он срабатывает только если экономическая либо политическая обстановка в стране начинает резко ухудшаться. Это своеобразная реакция населения на негативное изменение условий жизни во время кризиса. Притом эффект распространяется только на товары первой необходимости.
Какие могут быть кризисные изменения обстановки? Среди наиболее часто встречающихся:
- Глобальный или региональный военный конфликт. Сокрушительный удар по экономике (причем, независимо от положения на фронтах) ведет к росту цен и заставляет небогатые слои населения приобретать лишь самое необходимое.
- Стихийное бедствие как минимум регионального масштаба. Нарушаются нормальные условия жизни, возможны кризисы.
- Крупная техногенная катастрофа. Аналогично.
- Пандемия. Нарушаются экономические связи, предприятия не могут работать нормально. Опасаясь дальнейшего ухудшения ситуации и того, что власти не смогут быстро обуздать инфекцию, народ в большом количестве скупает продукты, товары личной гигиены, лекарства. Это ведет к росту цен и, как следствие, к еще более высокому спросу.
- Нагнетание ситуации перед угрозой (реальной или мнимой) экономического либо политического кризиса. Когда политики в своих выступлениях требуют начать военные действия либо наложить санкции, а СМИ откровенными публикациями еще более подогревают ситуацию, население меняет деньги на валюту и скупает товары первой необходимости в ущерб прочим.
- Политические потрясения (революции, государственные перевороты). То же, что и в предыдущем пункте, только на один-два порядка хуже.
- Неумело проведенные экономические реформы, рассчитанные на быстрый успех. Когда ситуация становится критической, люди на последние сбережения затовариваются гречкой, солью, спичками и т.п.
- Скачкообразная девальвация национальной валюты из-за ухудшающегося состояния экономики. Это одно из последствий реализации предыдущего пункта. Все государства включены в единую мировую систему. По этой причине (но не только, есть и другие!) рост курса резервной валюты (доллара США) приводит к снижению покупательной способности местных денег. Действия населения те же.
- Неурожай на больших площадях. Из-за нехватки основных продуктов граждане пытаются затовариться «про запас».
В перечисленных ситуациях люди уверены, что нужный товар скоро исчезнет из продажи либо цена на него сильно подскочит. Поэтому они бегут в магазины и сметают его с прилавков, хотя он уже заметно дороже, чем был недавно.
Товары Гиффена и их характеристики
Товарами Гиффена называют изделия и продукты первой необходимости, спрос на которые при наличии упомянутых выше кризисных предпосылок подчиняется одноименному парадоксу. При повышении цены их потребление растет, при понижении — падает.
Сразу надо отметить, что не существует общего перечня товаров, которые бы в бедственных ситуациях обязательно все как один подпадали бы под эффект Гиффена. Во-первых, парадокс наблюдается далеко не в каждой кризисной обстановке (более подробно об этом будет сказано ниже). Во-вторых, эффекту подчиняются только некоторые товары, в зависимости от типа катастрофы и региональных традиций.
Все товары Гиффена имеют одинаковые признаки:
- Они имеют сравнительно небольшую стоимость.
- В потребительской корзине им принадлежит существенная доля (это товары повседневного спроса).
- Невозможно подобрать другие наименования, которые могли бы полноценно их заменить (население покупает их даже при самой плохой ситуации).
- В категорию потребителей входят люди со средними и низкими доходами.
О богатых гражданах страны или дорогих товарах речь не идет. Хотя здесь тоже есть похожее явление. Но причины совсем другие (эффект Веблена).
В качестве примера товаров Гиффена можно назвать хлеб, муку, чай, сахар, соль, спички, овощи и крупы (свои для каждого региона). Такие продукты как мясо, сливочное масло, яйца, кофе, твердые сыры, одежда, радио- и электронные приборы и т.п. в данную категорию не входят. Наоборот, ими «жертвуют», чтобы выделить необходимую сумму на закупку самого необходимого.
Критика парадокса Гиффена
Сегодня многие экономисты критически относятся к эффекту Гиффена, считают его надуманным. Причин тому несколько:
- Случаи возникновения парадокса наблюдаются редко. По этой причине, а также из-за невозможности выполнить требование любой науки о создании «прочих равных условий», доказать что-либо сложно, как и вывести какие-то общие правила.
- Нередко связь между колебаниями цены и спросом оказывается очень слабой.
- Трудно сказать, где проявляется эффект Гиффена, а где имеет место банальный ажиотаж. Например, подорожание спичек или соли приводит к панике, товары сметают с полок магазинов, а через несколько дней все успокаиваются.
- Похожие эффекты наблюдаются не только для дешевых товаров первой необходимости.
Но, пожалуй, главная причина критики заключается в том, что до сих мало кто из экономистов понял, в чем заключается практическая ценность эффекта Гиффена. Поэтому многие воспринимают его просто как забавный теоретический парадокс.
Хотя другие утверждают, что при наступлении в государстве кризисных явлений для населения с низкими доходами данное правило срабатывает чуть ли не повсеместно. А чтобы понять его полезность, надо смотреть на эффект с точки зрения не экономической теории, а бизнес-маркетинга. Тогда проще объяснить и спрогнозировать поведение клиентов.