У многих людей Saab ассоциируется с автомобилями. На самом деле бизнес начался с производства самолетов: название компании расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget («Шведская авиационная корпорация»). Сейчас компания не производит машины, зато входит в перечень сильнейших оборонных подрядчиков в мире.
Как угроза Второй мировой войны стала толчком к созданию компании, почему обанкротился автомобильный бизнес и как Saab помогает Украине в войне с россией, рассказываем в статье.
Угроза Второй мировой: инвестиции в авиастроение
Наша страна должна производить как можно больше оружия. У нас есть хорошие верфи и оружейные склады, но нет производства военных самолетов,
— говорил шведский премьер-министр Пер Альбин Ханссон в 1936 году.
Европа стояла на пороге войны. В шведском правительстве понимали: нужно увеличивать инвестиции в оборону. В частности, в создание военно-воздушных сил, ведь Первая мировая показала, что битвы можно выигрывать в воздухе.
В 1936 году правительство разместило госзаказ на изготовление в течение семи лет 257 боевых и 80 учебно-тренировочных самолетов. За выполнение соревновались две компании: Bofors Group и AB Svenska Järnvägsverkstäderna (ASJ).
Bofors была крупной промышленной группой, производившей, в частности, оружие и авиационные двигатели. Имея сильную экспертизу, они решили создать дочернюю компанию для производства самолетов под названием Svenska Aeroplan Aktiebolaget (Swedish Aeroplane Corporation), которое впоследствии сократили до Saab. Компания наняла сильных инженеров и приступила к производству двухмоторного бомбардировщика Junkers Ju 86k.
Между тем, конкурент Bofors — ASJ, который с начала ХХ века специализировался на железнодорожной инфраструктуре, — в 1930 году основал авиастроительное подразделение ASJA и тоже начал производить самолеты.
Стороны вызвали на переговоры в Стокгольм. В результате была создана совместная компания AB Förenade Flygverkstäder (AFF), которая должна была разделить производство между двумя заводами конкурентов. Но сотрудничество не заладилось: в ASJA не захотели делиться опытом и тайно разработали собственный самолет L10, который позже будут использовать в качестве самолета-разведчика и легкого бомбардировщика под названием Saab 17.
Чтобы спасти коллаборацию, пришлось идти на сложные переговоры. В результате многочисленных бизнес-трансформаций (закрытия, слияния, смены названий и переезды) Saab приобрел ASJA. И очень вовремя, ведь до Второй мировой оставалось пару лет.
Работа в мастерских Saab продолжалась более интенсивно, чем когда-либо. Был разработан новый бомбардировщик Saab 18, первый полет которого состоялся в 1942 году. А в 1941 году компания представила истребитель Saab 21 с необычной конструкцией: двигатель и пропеллер находились позади пилота, чтобы разместить на носу крупнокалиберные пулеметы. Также Saab 21 стал одним из первых серийных самолетов в мире, оборудованных катапультным креслом для пилота. Всего было произведено 300 таких самолетов. Они находились на активной службе в ВВС Швеции до 1953 года.
От самолетов к автомобилям
После войны, когда потребность в военной технике упала, Saab начал искать пути диверсификации бизнеса. Среди прочего, обсуждались варианты гражданской авиации и абсолютно противоположных проектов, от литья удочек с катушками до сборных металлических зданий. Наконец, выбор остановили на автомобилях.
Еще до войны в Германии начали разработку Volkswagen Beetle, который станет очень популярным в конце 40-х. Со схожими автомобилями имела успех и немецкая компания DKW. После войны по всей Европе росла потребность в небольших и недорогих машинах для семейных нужд. Инженеры Saab рассчитывали использовать свои знания по производству самолетов для создания автомобиля, который по мощности превзойдет немецкие аналоги.
В 1947 году публике представили автомобиль Saab 92 с округлыми контурами и аэродинамическими размашистым линиями. Благодаря конструкции удавалось удерживать необходимую мощность, снизив потребление топлива. Машина разгонялась до 100 километров в час. Одним из новшеств был передний привод, считавшийся привлекательным аргументом для продаж в северном климате.
Впрочем, руководство Saab до сих пор сомневалось, стоит ли инвестировать в широкомасштабное производство автомобилей. Решающим стало предложение дистрибьютора Philipsons Automobile AB, который заказал сразу 8 тысяч автомобилей (количество, эквивалентное трехлетнему производству) и заплатил значительную часть суммы наперед.
Серийное производство автомобилей началось в 1949 году. Все выходившие с конвейера машины были окрашены в бутылочный зеленый цвет, который стал чем-то вроде фирменного оттенка Saab. Еще во время войны вооруженные силы закупили большое количество краски для камуфляжа, но цвет не подошел, и Saab выкупил всю партию. В результате и самолеты, и автомобили компании имели одинаковый оттенок зеленого.
Интерес к новой машине был огромный: покупатели записывались в длинные списки ожидания. В 1953 году, когда компания представила на автосалоне в Женеве новую усовершенствованную версию Saab 92B в нескольких цветах, спрос вырос еще больше. Компания открыла отдельную фабрику для производства двигателей. Это позволило увеличить годовые мощности до 6 тысяч машин.
В 1955 году Saab представил новую, 93-ю, модель. Автомобиль, оснащенный трехцилиндровым двигателем, был гораздо мощнее предыдущего. С этим продуктом в Saab решили выходить на рынок США. В первый же год в Америке было продано 1410 шведских автомобилей — 14 процентов от общего количества. Производство пришлось срочно расширять.
Авиастроители Saab переквалифицировались в автостроителей, в увеличение мощностей инвестировали 30 миллионов шведских крон (около 2 миллионов долларов) и открыли еще один завод. Темпы производства увеличились с 12 до 24 тысяч автомобилей в год.
В 1960 году компания экспортировала 5 тысяч машин. В 60-х Saab выпустила еще несколько новых моделей, в частности, универсал, ставший очень популярным среди семей. А также сфокусировалась на культуре безопасности, с которой до сих пор ассоциируется шведская автопромышленность. Начиная с 1961 года, ремень безопасности стал стандартом в автомобилях Saab.
«Антибрендовый бренд»: банкротство автомобильного бизнеса
В 1968 году Saab объединился со шведской компанией Scania-Vabis, которая производила, в частности, автомобили, грузовики, автобусы, пожарные машины и дизельные двигатели. После этого Saab-Scania нашел партнера в Финляндии — автопроизводителя Valmet. Saab-Valmet стал 50/50 совместным предприятием между Saab-Scania и Valmet и крупнейшим шведско-финским промышленным проектом всех времен. За первые 25 лет было выпущено около 700 тысяч автомобилей.
70-е и 80-е стали периодом продолжения инноваций. Нефтяной кризис сформировал запрос на уменьшение потребления топлива, на который Saab ответил выпуском турбодвигателя. Далее последовали разработки в области электроники: автоматический контроль производительности, позволяющий двигателю работать на бензине с любым октановым числом без риска повреждения, новая система зажигания, автоматический климат-контроль.
При этом следует сказать: Saab никогда не был массовым производителем, имея репутацию бренда для интеллектуалов или «антибрендового бренда». Ядром его целевой аудитории были люди, которые не любили подчиняться, но при этом дорожили качеством.
Многие люди ездят на Saab именно потому, что другие этого не делают,
— писал журналист The Financial Times Сэм Найт.
В Saab поддерживали этот вайб как во временами эксцентричном дизайне (квадратный экстерьер, система зажигания в полу, стеклоочистители для фар), так и в продвижении (слоганы вроде Anything but ordinary). По ценовой политике автомобили Saab принадлежали к классу люкс, находясь в одном ряду с BMW, Mercedes или Audi. Но, в отличие от последних, Saab не имел массовых поклонников, что делало его очень чувствительным к финансовым колебаниям на рынке. В 90-х то, на чем Saab строил свой бренд, фактически убило бизнес.
В 1989 году автомобильное подразделение отделили от материнской компании, создав Saab Automobile. 50 процентов акций приобрела корпорация General Motors. Тогда был построен новый завод с планами выпуска 60 тысяч автомобилей в год. Но из-за экономического спада за два года удалось выпустить всего около 20 тысяч машин. Фабрику пришлось закрыть.
Благодаря новой модели, выпущенной в 1995 году, Saab впервые за десятилетие получил прибыль. Но прошлую популярность компания уже не вернула. Интерес к шведскому автопроизводителю постепенно падал. В 2000 году General Motors полностью выкупила Saab за 125 миллионов долларов. Новые модели, выпускавшиеся с тех пор, имели провальный результат на рынке. Ситуацию усугубил финансовый кризис 2008 года. Наконец, в 2011-м компанию объявили банкротом.
Милитари-сектор: от противотанкового оружия NLAW до истребителей Gripen
В отличие от автомобильного бизнеса, производство военной продукции не прекращалось с 1937 года. Сегодня Saab входит в топ-30 оборонных подрядчиков в мире и работает в пяти направлениях: воздушные, наземные, военно-морские гражданские аэрокосмические решения, а также проекты в сфере безопасности. 90 процентов доходов бизнесу приносит оборонная продукция
Как и большинство военных подрядчиков в США и Европе, Saab получил выгоду от полномасштабного вторжения России в Украину. В 2022-м объем годовых заказов увеличился до исторического максимума — 7,4 миллиарда долларов. Рост продолжается и дальше.
Только по результатам второго квартала 2024 года компания получила заказов на 3,8 миллиона долларов, объем продаж вырос на 22 процента — до около 1,5 миллиона долларов, а чистая прибыль – на 27 процентов, до около 1 миллиона.
Среди знаковой продукции Saab, которую получает и Украина:
- противотанковый гранатомет Carl-Gustaf: производство началось в 1946 году, пользуется спросом в десятках стран из-за универсальности и простой конструкции;
- ручной противотанковый комплекс NLAW, разработанный в сотрудничестве с Великобританией;
- боеприпасы GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb), над которыми Saab работает вместе с Boeing;
- самолеты дальнего радиолокационного обнаружения 340 AEW&C, которые могут взаимодействовать с F-16.
Еще один известный продукт Saab — истребители Gripen. Их разработка началась в 1982 году, а серийное производство — в 1993-м. С тех пор Gripen, кроме Швеции, используют в Чехии, Венгрии, ЮАР, Таиланде, Бразилии. Неоднократно обсуждались и возможные поставки этих истребителей Украине, но окончательного решения пока нет.
Между тем Saab, как и несколько топовых европейских оборонных подрядчиков (немецкий Rheinmetall, французский Thales), заявил о намерениях наладить в Украине производство беспилотников и боеприпасов. По словам гендиректора Микаэля Йоханссона, компания уже ведет переговоры с двумя-тремя производителями.