Бизнес — это всегда риск, и не все наши «гениальные» идеи срабатывают. Иногда партнеры, на которых мы возлагали большие надежды, не оправдывают их, или же возникают трудности в общении, которые делают совместную работу невозможной. В таких случаях приходится «расходиться». Я, Александр Высоцкий, основатель Visotsky Consulting, хочу поделиться своим опытом и наблюдениями о том, как расстаться с бизнес-партнером без стресса и ущерба для компании.

Партнерство
Ошибочное партнерство: когда страх становится фундаментом
Самое худшее партнерство, на мой взгляд, — это то, что рождается из страха. Когда человек ищет в совладельце «надежное плечо» или «жилетку», пытаясь компенсировать собственные опасения или недостаток уверенности. Психолог Ирина Шляпина в своей книге «Психология бизнеса» отмечает:
Зачастую люди ищут партнеров не для усиления компетенций, а для снижения собственной тревоги. Однако, как только бизнес начинает набирать обороты, эта потребность в эмоциональной поддержке уходит, и фундамент такого партнерства рушится.
Представьте, что вы запускаете стартап. Вы боитесь неопределенности и ищете партнера, который будет просто рядом, чтобы «поддержать». Но если ваш проект выстреливает, эта эмоциональная опора становится ненужной, а человек, который не привносит реальной ценности, превращается в обузу. Основа, на которой строились отношения, исчезает.
Я всегда исхожу из принципа долгосрочного партнерства, которое требует глубочайшего взаимопонимания. Но жизнь не всегда идет по плану, и пути могут разойтись.
Мой опыт: готовность к расставанию с первого дня
За свою карьеру мне приходилось расставаться с несколькими партнерами, и каждый раз причины были разными. В одном из моих онлайн-бизнесов мы стартовали вчетвером. Двое из партнеров активно занимались другими, более перспективными для них проектами. Мы откровенно поговорили, выяснили, что их интерес к нашему общему делу угас. В итоге мы приняли решение выкупить их доли, и расставание прошло легко и быстро.
Важный момент: процесс был молниеносным, потому что в самом начале сотрудничества мы потратили несколько дней на разработку детального партнерского соглашения. Я убежден, что именно это соглашение является фундаментом для эффективного, гладкого и неразрушительного для бизнеса «развода».
Что должно быть в партнерском соглашении: три ключевых пункта
Как бы парадоксально это ни звучало, но подготовку к «разводу» нужно начинать с «нулевого» дня партнерства. Если вы все продумаете заранее, риски будут минимальными.
Пункт №1: Четкое определение ролей и обязанностей
Очень важно с самого начала прописать все условия сотрудничества, четко определить функции каждого партнера и его зоны ответственности. Большинство конфликтов возникает именно из-за того, что обязанности не оговорены, и у каждого свое представление о вкладе и роли.
Вспомните кейс сооснователей Apple, Стива Джобса и Стива Возняка. Их партнерство было успешным во многом благодаря тому, что каждый четко понимал свою роль: Джобс — визионер и маркетолог, Возняк — гениальный инженер. Если бы их функции были размыты, конфликт интересов мог бы привести к краху компании.
Пункт №2: Концепция вызревания долей
Это необходимый инструмент, особенно если партнер вкладывается не деньгами, а компетенциями и экспертизой. В начале сотрудничества невозможно точно оценить реальную ценность вклада каждого.
Модель вызревания долей предполагает, что вы изначально договариваетесь о финальном распределении долей, но на старте доля партнера значительно меньше. Каждые шесть месяцев вы собираетесь, анализируете результаты и принимаете решение: вызрела ли очередная часть его конечной доли.
Пример: вы договорились о распределении 50 на 50. Доли будут вызревать три года, полугодовыми периодами. Таким образом, 1/6 от 50% вызревает каждые шесть месяцев, 1/3 — через год. Если спустя год вы решаете не продолжать сотрудничество, то фиксируется только та 1/3 доли, которая уже вызрела, а остальное не вызревает.
Именно эту модель мы применяли с партнерами, с которыми расстались. Через год они признали, что сделали все возможное, и их доля перестала вызревать. Это значительно облегчило наш «развод». Как говорил известный предприниматель Питер Тиль, автор книги «От нуля к единице»:
Лучше заранее договориться о сложных вещах, чем потом пытаться разрешить конфликт, когда все уже горит.
Пункт №3: Условия выкупа доли
Обязательно договоритесь, как будет оцениваться в денежном выражении доля партнера, если он решит выйти из бизнеса, и как она будет выплачиваться. Наличие этого пункта в нашем соглашении сделало расставание максимально безболезненным как для меня, так и для бизнеса в целом. Это устраняет любые спекуляции и эмоциональные барьеры при оценке стоимости.
Почему партнеры расходятся: эволюция взглядов и отсутствие коммуникации
Помимо нечетко прописанных обязанностей, партнеры расходятся, потому что со временем их точки зрения могут меняться, даже если на старте они совпадали. Мы сталкиваемся с новыми вызовами, обстоятельствами, постоянно учимся и развиваемся. То, что казалось важным год назад, может стать второстепенным сегодня.
Как отметил психолог Карл Роджерс, основоположник гуманистической психологии:
Наиболее эффективное общение происходит тогда, когда отсутствует оборонительная позиция.
Чтобы минимизировать расхождения во взглядах, с совладельцем нужно регулярно общаться: обсуждать стратегию, текущие проблемы, новые тренды. Партнерство в бизнесе — это постоянная работа, требующая времени и эмоциональных усилий.
Кого брать в партнеры: принцип дефицита
Меня часто спрашивают: кого стоит брать в партнеры по бизнесу? Мой ответ всегда один: если вы можете получить необходимый навык или компетентность, просто наняв сотрудника — нанимайте.
Создавайте партнерство только тогда, когда вы не можете купить навыки этого человека за деньги. Это означает, что он обладает уникальной экспертизой, связями, или визионерским мышлением, которые невозможно просто оплатить как услугу.
Возвращаясь к началу: самое плохое партнерство, это то, которое создано из-за страха. Если проект станет успешным, такая поддержка окажется не нужна, и то, что послужило основой для создания партнерства, исчезнет. Берегите себя и свой бизнес, подходите к партнерству с холодной головой и дальновидностью.