Продолжаем тему, начатую в предыдущей статье о виртуальных витринах.
Насколько это актуально
Многие продолжают думать, что виртуальный мир — это о чем-то потустороннем. Но по мере того, как наш физический мир стремительно оцифровывается, а отрасли и компании стремятся к цифровым инновациям, продажи физических товаров сталкиваются с проблемами.
Становится все труднее иметь десятки и сотни продавцов в движении, отправлять товары на выставки или ожидать, что покупатели сами будут ездить к каждому потенциальному поставщику. Особенно это относится к сложным, громоздким, скоропортящимся или быстро изменяющимся в результате сезона или моды продуктам. Чем дальше, тем больше традиционные инструменты продаж в виде 2D-сайтов и PowerPoint буксуют.
Примечательно, что 3D-модели уже давно нашли себя в разработке и тестировании продукции, но еще не заняли свое достойное место в маркетинге. Но все стремительно меняется, и в обиход уже начинает входить новый термин — 3D маркетинг.
3D продуктовый маркетинг, который даёт результат
Цифровые выставочные залы, также называемые виртуальными демонстрационными залами или шоурумами — это инновационное решение, которое позволяет брендам по-новому привлекать покупателей и продавать товары через онлайн-платформу 24/7.
Сейчас трудно найти всемирно известный бренд практически в любой сфере деятельности, который не осваивал бы виртуальное пространство. Например, Tommy Hilfiger создал собственный виртуальный шоурум еще в 2015 году. С помощью цифрового выставочного зала, оптовых продаж и цифрового производства бренд полностью преобразовал свой покупательский путь вместе с розничной цепочкой создания стоимости. Благодаря этому нововведению количество физических образцов товара по всему миру сократилось на 65%.
Конечно, речь не только о мировых брендах, вот пример из другой области и другого масштаба. Локальный английский производитель дорожной техники Meon увеличил количество потенциальных клиентов на 32% всего за несколько месяцев с момента открытия своего виртуального 3D-шоурума в феврале 2023 года. Их виртуальный демонстрационный зал используется 3-мя командами продаж и применяется в других каналах маркетинга, в том числе в социальных сетях, что значительно увеличило количество просмотров сообщений, репостов и потенциальных клиентов.
Характеристики виртуального шоурума Meon:
- 3D продукты — более 30;
- 3D интерактивные анимации продукта — 5;
- связанные между собой 3D-пространства — 10.
Многие компании, открывшие свои виртуальные шоурумы отмечают, что на каждый потраченный евро они получили возврат в виде 5 и даже 10 евро в виде увеличения продаж и сокращения торговых издержек. Это значительно превышает средний коэффициент рентабельности инвестиций (ROI) для европейских компаний — 110%-150%, который говорит о том, что на каждый вложенный евро удается получить только 1,1-1,5 евро.
Давайте рассмотрим, за счет чего так повышается рентабельность.
Преимущества виртуального шоурума
- Виртуальный демонстрационный зал заменяет физические выставочные залы и торговые выставки, устраняя необходимость в физических площадках.
- Увеличение вовлеченности покупателей: виртуальный шоурум предоставляет инструменты, которые позволят покупателю погрузиться в мир компании и ее продукт, чтобы превратить неинтересные презентации продаж в запоминающиеся, увлекательные впечатления.
- Виртуальный шоурум заметно сокращает, а иногда и устраняют потребность в образцах продукции. Это лучше для прибыли и окружающей среды.
- Цифровой выставочный зал также сокращает расходы для покупателей и брендов, связанные с поездками на торговые выставки и переговоры.
- Появляется возможность улучшить планирование ассортимента продукции за счет быстрого сбора отзывов и формирование предзаказов. Уже сейчас очевидна тенденция, что любой новый продукт будет вначале создан в 3D, затем продемонстрирован в шоуруме потенциальным оптовым и розничным покупателям, и только после их одобрения и корректировок запущен в серию. Как известно продается то, что на виду, а не лежит на дальних полках.
- Удается выходить на рынок быстрее: продавать большему количеству покупателей за более короткий промежуток времени и демонстрировать свои продукты нескольким клиентам одновременно.
- Двери шоурума всегда открыты для любого покупателя, у которого есть компьютер, планшет или смартфон. Больше не нужно ждать рабочих часов или ответов по электронной почте, чтобы получить каталог, консультацию или сделать заказ. А подключение торгового ассистента с искусственным интеллектом (ИИ) позволяет вывести первоначальный этап продаж на совершенно новый уровень.
Перечисленные выше преимущества дают совокупный эффект, который невозможно достичь старыми методами. Это технологический переход предприятия на качественно новый уровень работы.
Виртуальный шоурум — что и почем
Итак, виртуальный шоурум — это отдельное интерактивное 3D пространство на одной из web3 метаплатформ, со своей уникальной веб-ссылкой. Посетитель с помощью смарт-телевизора, ПК, лаптоп или смартфона заходит внутрь и видит пространство в объеме, все его детали, под разными углами, в идеале погружаясь в атмосферу с головой.
Цифровое пространство виртуального демонстрационного зала может быть построено с использованием разных технологий. Сейчас есть две основные: 3D+avatar и 360 view. В первом случае посетитель ходит по 3D шоуруму своим цифровым аватаром, подходит к разным точкам, где нажатием курсора получает дополнительную информацию. Во втором — посетитель нажатием курсора перемещается в одну из обзорных точек шоурума, в каждой из которых может осмотреться на 360 градусов. Выбор технологии зависит от продукта и целевой аудитории.
Виртуальные шоурумы позволяют представить разные группы товаров и/или продемонстрировать какой-то процесс, который дорого или невозможно показать в физическом мире.
Основные элементы внутри виртуального шоурума:
- Фотореалистичные 3D модели товаров.
- 3D-анимация продуктов.
- Информация о продукте и компании в виде:
- баннеры — плоскости с текстовой и графической информацией, на которые могут быть выведены в том числе .gif файлы,
- видеоэкраны с демонстрацией видеороликов с YouTube и других видео-ресурсов,
- аудиогид — включается при входе в пространство и перемещения посетителя в разные точки,
- виртуальный продавец-консультант с ИИ, обучаемый на материалах компании и способный квалифицированно отвечать на вопросы в чате,
- загружаемые файлы.
- Продуманная система навигации.
- Видеоконференция с живым представителем компании.
- Система управления контентом продукта (CMS) для загрузки и обновления контента.
- Система статистики для отслеживания поведения клиентов и пользовательская аналитика.
Чтобы максимально использовать весь арсенал визуального представления бренда и добиться максимального эффекта, виртуальные шоурумы требуют индивидуальной разработки. Цена создания сопоставима с ценой разработки продвинутых сайтов и находится в пределах от нескольких сотен до нескольких тысяч (иногда десятков тысяч) евро, завися от объемов и сложности.
К сожалению, автору не известен пока ни один виртуальный шоурум, открытый украинской компанией.
Можно ли дешевле
Можно. Как более простой вариант виртуального шоурума — это виртуальная витрина, которую возможно открыть вообще бесплатно. И это нужно делать.
В Украине начал работу первый виртуальный бренд-центр украинских компаний Kyiv Metamall. Он развернут на глобальной метаплатформе Evveland и предлагает уже сейчас создать свою виртуальную витрину бесплатно. Для этого достаточно отправить запрос и получить на эл.почту приглашение с кодом доступа к бэкенду витрины.
Kyiv Metamall формируется по отраслевому принципу, где каждая отрасль представлена профессиональной ассоциацией со своими членами. Несколько ассоциаций уже приняли участие в проекте. Важно также то, что виртуальные витрины на этой платформе являются постоянно действующими, могут принимать участие в украинских и международных выставках.
О том, что бизнес-платформа Evveland активно развивается и предоставляет действительно удобные инструменты, говорит ее недавнее признание Лучшей метавселенной года на конференции CryptoWeek Madrid 2023.
Вывод
Есть все основания считать, что почти каждая отрасль и компания найдут преимущества в использовании и размещении виртуальных шоурумов, витрин, событий и т. д. Web3 приходит на смену web2. А недавно Еврокомиссия представила стратегию развития в ЕС уже web4.0, чтобы быть в авангарде инноваций и управлять наступающим технологическим переходом.
Инвестирование в виртуальный шоурум — это больше, чем просто внедрение новой технологии и 3D маркетинга. Это стратегическое решение вывести бизнес на новый уровень и превратиться в предприятие, основанное на моделировании. Уже сейчас представляя товары или услуги через виртуальный шоурум или витрину, можно заметно повысить рентабельность инвестиций и доход.
Автор: Георгий Калинин