По данным Украинской Ассоциации малого и среднего бизнеса, к началу полномасштабной войны малый бизнес в Украине составлял около 95% всех зарегистрированных предприятий и создавал более 50% рабочих мест. Не нужно обязательно быть экспертом, чтобы понять, насколько он важен для развития экономики государства. Особенно сейчас, когда поступления в бюджет существенно сократились.
Но у этой медали есть и другая сторона — очень высокая конкуренция в большинстве ниш. А учитывая, что малый бизнес обычно не оперирует крупными бюджетами, приходится искать пути эффективного продвижения на меньшие средства. Собственно, именно об этом мы и хотели бы сегодня поговорить.
С какими сложностями сталкивается украинский малый бизнес в контексте SEO-продвижения
Ограниченный бюджет и высокая конкуренция — это очевидно. Однако это не единственные препятствия, которые могут стоять на пути эффективной SEO-оптимизации и продвижения в интернете. Мы можем назвать еще как минимум несколько.
1. Дефицит знаний и опыта
В большинстве своем в небольших компаниях нет опытных SEO-специалистов, да и вообще мало опыта продвижения. Формировать отдельный штат людей, которые будут заниматься исключительно SEO — это обычно слишком дорого. А попытки продвигаться самостоятельно часто приводят к различным ошибкам, неточностям и неоправданным затратам.
2. Невозможность быстро адаптироваться к изменению алгоритмов поисковых систем
Этот пункт исходит из предыдущего. Не имея собственного штата SEO-специалистов крайне сложно своевременно адаптировать сайт под новые требования поисковых алгоритмов. Учитывая, что Google выпускает большие апдейты минимум 2-3 раза в год, после каждого из них может происходить существенное проседание позиций сайта.
3. Недостаточно качественная оптимизация сайта
Опять же вопрос в бюджете. Не каждый представитель малого бизнеса готов вкладывать значительные средства в разработку и оптимизацию интернет-ресурса. Кто собирает сайт на вебконструкторе, кто обращается к недорогим фрилансерам, а кто даже пробует собственные силы в веб разработке. Но результат часто не слишком хорош: сайт недостаточно оптимизирован и, соответственно, его продвигать сложнее.
4. Ограниченный региональный охват
Этот пункт нельзя назвать исключительно преградой. Скорее, это особенность. Если мы имеем в виду какой-то локальный бренд, работающий в определенном регионе, ему будет крайне трудно выйти в топ по Украине. С другой стороны, такому бренду это не нужно. Ему достаточно быть на верхних позициях в своем регионе. Для этого используется семантика с региональной привязкой.
5. Недостаточное количество контента
Некоторые малые бизнесы не публикуют достаточно контента на своих сайтах, что может привести к низкому рейтингу в поисковиках и малой посещаемости сайта. Многие не обновляют контент и не актуализируют его годами. А планомерное ведение блога на сайте — это скорее исключение из правил для представителей малого бизнеса.
Какие методы SEO-оптимизации и продвижения малого бизнеса вы можете использовать
Итак, предлагаем отталкиваться от того, что мы (локальный бизнес) имеем достаточно ограниченный бюджет, незначительное количество знаний и навыков в сфере продвижения и немного времени на то, чтобы заниматься оптимизацией. Как поступить?
В этом случае мы можем посоветовать некоторые инструменты и методы.
1. On-Page SEO
On-Page SEO — это оптимизация отдельных веб-страниц для повышения их рейтинга и видимости в результатах поисковой выдачи (SERP). Цель On-Page SEO — облегчить поисковым системам понимание содержимого вебстраницы, что способствует повышению позиций в выдаче и увеличению органического трафика.
Методы On-Page SEO включают в себя:
- сбор и систематизацию ключевых слов;
- теги заголовков и метаописания;
- заголовки и подзаголовки;
- оптимизацию контента;
- внутреннюю перелинковку;
- оптимизацию изображений;
- создание читаемых URL-адресов.
Внедряя эти методы On-Page SEO, вы можете повысить релевантность и качество ваших веб-страниц, сделав их более привлекательными как для поисковиков, так и для пользователей. В большинстве своем все это можно сделать самостоятельно, если уделить достаточно времени и ознакомиться с принципами On-Page SEO.
2. Google My Business
Google My Business — это бесплатный инструмент от Google, позволяющий компаниям управлять своим онлайн-присутствием в Google, включая Поиск и Карты. Когда пользователи ищут компанию или услугу Google, профиль GMB может появляться в разделе результатов поиска, который показывает местные компании, связанные с поисковым запросом.
Google My Business очень полезен конкретно для локальных компаний. Главное — предоставить все необходимые данные:
- информация о компании. Убедитесь, что все сведения в вашем профиле GMB, такие как название компании, адрес, номер телефона, вебсайт и часы работы, являются точными и актуальными;
- категории бизнеса. Выберите подходящие категории, точно описывающие ваш бизнес, чтобы помочь Google понять, чем занимается компания, и сопоставить ее с соответствующими поисковыми запросами;
- отзывы. Поощряйте клиентов оставлять положительные отзывы в вашем профиле GMB, в частности, в сервисе Карты, поскольку это может улучшить ваши поисковые рейтинги и репутацию;
- фотографии и видео. Загружайте высококачественные изображения и видео, которые демонстрируют ваш бизнес и продукты/услуги, чтобы сделать профиль визуально более привлекательным для пользователей.
Если у вас локальный бизнес и вы при этом до сих пор не пользуетесь возможностями Google My Business, самое время это исправить. Такой инструмент может стать существенным бустером для вашего сайта и компании.
3. Социальные медиа
Социальные сети могут являться мощным инструментом для малого бизнеса для улучшения поисковой оптимизации и продвижения бренда в интернет. Вот лишь некоторые возможности использования социальных сетей для SEO-оптимизации и раскрутки:
- усиление присутствия в интернете. Создание профилей на популярных платформах социальных сетей, таких как Facebook, Instagram, Twitter и LinkedIn помогает малому бизнесу увеличить собственное присутствие в интернете и повысить видимость в результатах поиска;
- привлечение трафика на сайт. Делясь ссылками на свой веб-ресурс в социальных сетях, вы можете привлечь дополнительный трафик, что в свою очередь способно улучшить его поисковые рейтинги;
- создание обратных ссылок. Они увеличивают ссылочную массу вашего сайта и вдобавок приводят новых пользователей;
- повышение узнаваемости бренда. Социальные сети также могут помочь малому бизнесу создать обратные ссылки на свой вебсайт, что является значимым фактором в SEO. Распространение контента, ссылающегося на ваш сайт в социальных сетях, — важная часть стратегии линкбилдинга.
Вам не нужно обязательно присутствовать абсолютно во всех соцсетях. Выберите хотя бы несколько основных и сконцентрируйтесь именно на них. И не забывайте о таргетированной рекламе. Это относительно недорогой, но эффективный инструмент для продвижения.
4. Гостевые публикации
Гостевые публикации — это статьи на сторонних ресурсах со ссылками на ваш сайт или с упоминанием вашего бренда/компании. Это дает вам сразу несколько важных преимуществ:
- дополнительные обратные ссылки. Опять же мы увеличиваем ссылочную массу и объемы входящего трафика и вместе с тем повышаем авторитет и узнаваемость бренда среди пользователей;
- выход на новую аудиторию. Гостевые публикации могут помочь малому бизнесу выйти на новых клиентов и расширить сферу своего влияния за пределы существующей клиентской базы;
- построение взаимодействия. Такие публикации тоже могут помочь малому бизнесу наладить отношения с другими компаниями и блоггерами в своей области. Сотрудничая над контентом и перекрестным продвижением статей, вы можете расширить свою сеть и создать возможности для будущих партнерств.
К тому же добавим, что если вы создали действительно качественный и полезный материал, то в некоторых случаях можно договориться даже о бесплатном размещении. Есть множество сайтов разной тематики, которые заинтересованы в публикациях качественного контента. Правда, на их поиски придется потратить время.
5. Блог на сайте
Блог — очень ценный инструмент для малого бизнеса с точки зрения SEO. Он выполняет несколько важных задач и дает вам дополнительные возможности:
- публикация свежего, актуального и SEO оптимизированного контента. Вы можете публиковать в блоге тексты, которым не нашлось места на других страницах сайта. И что еще важнее — применять релевантные ключевые слова, по которым тоже хотите продвигаться, но которые не используете на остальных страницах;
- создание авторитета и экспертизы. Блог может помочь малому бизнесу зарекомендовать себя как эксперта в своей области и повысить доверие к себе. Делая ценную информацию и опыт в своем блоге, малые предприятия могут построить доверие с читателями и улучшить свою репутацию;
- повышение узнаваемости бренда. Постоянные публикации в блоге способны помочь малому бизнесу повысить узнаваемость бренда и охватить большую аудиторию. Делясь контентом своего блога в социальных сетях и других каналах, малый бизнес может привлечь больше трафика на свой веб-ресурс и со временем улучшить поисковые рейтинги.
Если у вас уже есть сайт, но до сих пор нет блога, советуем это как можно быстрее исправить. И не забывайте регулярно публиковать новый SEO оптимизированный и полезный для читателя контент, чтобы привлекать больше трафика и одновременно улучшать поведенческие показатели сайта. Google это учитывает.
Бонус: 10 неочевидных советов по продвижению малого бизнеса
Приведем еще десять блиц-советов, к которым также рекомендуем прислушаться и в случае необходимости исследовать каждый из вопросов отдельно:
- Используйте разметку Schema, чтобы улучшить ваш сайт в результатах поиска и повысить показатели кликов.
- Используйте контент, созданный пользователями, например отзывы клиентов, обзоры и посты в социальных сетях, чтобы построить связь с аудиторией.
- Предлагайте бесплатные бесплатные ресурсы, такие как электронные книги, технические документы или вебинары, чтобы привлечь больше трафика на вебсайт.
- Сотрудничайте с лидерами мнений или другими компаниями в вашей отрасли, чтобы расширить охват аудитории и улучшить свою репутацию в Интернете.
- Оптимизируйте метаописания вашего вебсайта, чтобы обеспечить более убедительный предварительный просмотр контента в результатах поиска.
- Используйте внутреннюю перелинковку, чтобы помочь пользователям ориентироваться на вашем сайте и улучшить поисковое ранжирование.
- Регулярно обновляйте и перепрофилируйте старый контент, чтобы он оставался свежим и релевантным как пользователям, так и поисковым системам.
- Используйте местные каталоги для улучшения позиций и узнаваемости бренда.
- Добавьте к контенту вашего сайта кнопки социальных сетей, чтобы поощрить пользователей делиться им со своими подписчиками и улучшить видимость веб-ресурса в интернете.
- Сосредоточьтесь на создании качественного пользовательского опыта на вашем сайте, обеспечив удобную навигацию, понятную, логическую структуру и быструю загрузку.
И напоследок ответим на вопрос, который наверняка волнует каждого владельца малого бизнеса: «Можно ли сделать SEO-оптимизацию и продвижение полностью бесплатными?»
Думаем, вы и сами знаете ответ. Взгляните на приведенные советы и оцените, что именно вы способны сделать собственными силами, а для каких задач вам нужно будет обращаться к специалистам. Да, вы можете ощутимо сэкономить, если возьмете на себя часть работы, особенно если у вас есть время этим заниматься. Однако все же следует помнить, что комплексное продвижение даже небольшого локального бренда нуждается в финансовых вложениях. Особенно когда вы действительно настроены выйти в топ!
Мы же со своей стороны желаем вам удачного продвижения, креативных решений и отличных результатов. Надеемся, вы нашли для себя интересные и полезные советы, которые будете использовать в дальнейшем. Удачи!
С уважением — команда Elit-Web!