Leopard-2, которые Украина должна получить от Германии и других европейских стран, считаются одними из самых мощных боевых танков в мире. Но пока их количество не отвечает нашим потребностям. Почему нельзя быстро ускорить производство? Что мешает отправить в Украину списанные машины? Изменит ли полномасштабная война оборонную промышленность в Европе? Разбираемся в статье.
Кто производит танки Leopard и в чем здесь проблема?
В производстве Leopard задействованы две крупные немецкие компании:
- Krauss-Maffei Wegmann (KMW) из Мюнхена отвечает за корпус, включая броню, и сбор всех компонентов.
- Rheinmetall из Дюссельдорфа поставляет 120-миллиметровую гладкоствольную пушку и систему управления огнем.
Проблема в том, что компании враждуют между собой из-за разных стратегий развития и создания конкурентных продуктов.
KMW, с 1970-х годов изготовивший более 3500 Leopard-2, сейчас считается крупнейшим производителем танков в Европе. Компания является частью франко-германского холдинга KNDS, в которую входит также французское оборонное предприятие Nexter. Помимо основного боевого танка, KMW создает боевую машину пехоты Puma и зенитный танк Gepard.
Мюнхенская компания не стремится к публичности и глобальному признанию. Rheinmetall же придерживается курса агрессивного роста, мечтает о глобальной корпорации и покупает компании по всему миру. Вдобавок Rheinmetall разрабатывает собственные продукты, создающие конкуренцию KMW: боевой танк KF-51 Panther и боевую машину пехоты Lynx.
Конечно, после начала полномасштабной войны деятельность Rheinmetall активизировалась.
Когда в конце февраля канцлер Олаф Шольц объявил о выделении 100 миллиардов евро на спецфонд для обновления Бундесвера, глава Rheinmetall Армин Паппергер в течение суток представил список продуктов, которые может поставлять компания. Речь шла о военных товарах общей стоимостью 42 миллиарда евро: от боеприпасов и защитной одежды до ручных дымовых гранат, танков и зенитных систем.
Конкурентов такая активность разозлила. Руководитель KNDS Фрэнк Гаун тогда назвал Армина Паппергера с «зазывалой гамбургского рыбного рынка».
В прошлом Rheinmetall хотела объединиться с Krauss-Maffei Wegmann, но сделка несколько раз проваливалась из-за сопротивления владельцев KMW. К тому же немецкое правительство предпочитало иметь выбор между двумя танкостроителями. Вместо слияния внутри Германии руководство страны хотело видеть европейские альянсы.
По сути, таким альянсом и стал французско-германский KNDS. Но сложные отношения между конкурентами привели к тому, что сейчас каждый производитель двигается в собственном направлении и никто не думает об общей картине.
В чем сложность с производством и ремонтом танков?
Производство одного танка Leopard занимает несколько лет. К примеру, Венгрия, заказавшая 44 новых танка в конце 2018 года, получит первые из них только в 2023-м. Причин несколько. Главная из них — проблемы с цепочкой поставок.
В производстве Leopard-2 задействованы около 1 тысячи поставщиков, каждый из которых обслуживает несколько иностранных клиентов.
Так, сталь для брони Leopard — дефицитный товар: до сих пор ее поставляла только шведская сталелитейная компания SSAB. Чтобы не зависеть от одного производителя, в конце 2022 года KMW объявили о приобретении части немецкой сталеплавильной фабрики Friedrich-Wilhelm-Hütte.
За дизельные двигатели танков Leopard отвечает компания Rolls-Royce, производящая их в Германии под маркой MTU. Но у Rolls-Royce сейчас свои проблемы: новое руководство материнской компании в Лондоне в этом году взяло курс на жесткую экономию из-за финансовых сложностей. В немецкой дочерней компании волнуются, что это может повлиять на объем инвестиций, а значит — на темпы производства двигателей.
Созданием коробки передач занимается компания Renk. Некоторое время она принадлежала группе Volkswagen, а сегодня — немецко-шведскому финансовому инвестору Triton. И хотя около 75 процентов бизнеса Renk — это обслуживание оборонной промышленности, пока полномасштабная война не повлияла на количество заказов.
В целом из-за многолетнего разоружения и сокращения расходов на оборону после окончания холодной войны европейская военная промышленность оказалась не готова к нынешним потребностям:
- отрасль раздроблена и не имеет четкой структуры;
- компании почти не сотрудничают между собой;
- обронному бизнесу не хватает ключевых специалистов, таких как сварщики броневой стали или инженеры.
Все эти факторы влияют не только на производство новых танков, но и на ремонт старых. Этот процесс может растянуться примерно на год. Почему так долго?
Во-первых, из-за состояния танков, которые хранились преимущественно под открытым небом. С ними произошло то же, что происходит с машинами, которые надолго оставляют стоять на улице без использования: плесень, рассыпающаяся резина, непригодные для использования подшипники и амортизаторы, а главное — проблемы с электроникой. По словам немецких экспертов, в таких танках нужно менять практически все.
Во-вторых, из-за проблем с запчастями. Для старых моделей запчасти больше не производят, поэтому сломанные компоненты нельзя просто заменить — их нужно ремонтировать вручную.
В-третьих, из-за слишком строгого соблюдения требований, ведь Leopard должен отвечать не только насущным боевым потребностям Украины, но и стандартам Бундесвера. Германия не сможет передать танки, если тормозные колодки у них хоть на миллиметр тоньше, чем надо, или где-то облупилась краска.
Некоторые требования, по мнению немецких экспертов, могут стать препятствием на поле боя. В Leopard есть система, контролирующая работу машины. Если охлаждение бака недостаточное, танк не переходит в аварийный режим, а сразу выключается. И хотя баг можно было бы исправить изменениями в конструкции, стандарты Бундесвера этого не позволяют.
Способна ли полномасштабная война изменить оборонную отрасль в Германии?
Первая партия танков, которую Украина должна получить от Германии в марте-апреле, включает 14 машин. Еще несколько десятков Leopard-2 поставят другие страны. Значит ли это, что для пополнения запасов Германия усилит и ускорит производство? Скорее всего, да. Но это процесс не одного года. Пока среди производителей основным его драйвером выступает Rheinmetall.
В прошлом году компания инвестировала 700 миллионов евро, чтобы увеличить мощности на 10 процентов: наняла 2 тысячи новых сотрудников и ввела многосменную работу. В этом году — в планах увеличить мощность на 20 процентов.
К лету Rheinmetall планирует поглощение испанского военного производителя Expal. Кроме того, строит новые заводы в Германии и Венгрии и даже планирует соглашение с американской Lockheed Martin о начале производства систем HIMARS в Германии.
В день объявления о поставках Leopard Украине акции Rheinmetall взлетели до рекордных 232 евро (по сравнению с 96 евро годом ранее), а оценка компании сейчас составляет около 10 миллиардов евро. Аналитики подсчитали, что продажа боеприпасов для Leopard может удвоить месячную прибыль компании до 32 миллионов евро.
Тем не менее, пока эти цифры означают ожидания, а не реальное положение вещей.
В течение прошлого года продажи Rheinmetall выросли всего на 6,5 процента по сравнению с предыдущим. По словам гендиректора Армина Паппергера, компания до сих пор не получила заказов из специального фонда, созданного федеральным правительством:
«Вся промышленность Германии готова к выполнению, но нам нужна безопасность планирования. Сначала заказ, затем рамочные соглашения с гарантиями закупки и, наконец, уверенность, что цепочки поставки работают, когда производство наращивается. Rheinmetall способна производить больше артиллерийских боеприпасов, чем Соединенные Штаты, но пока не получила ни одного заказа».