Франчайзинг — это когда франчайзер продает франшизу франчайзи. Все ясно. А теперь, пожалуйста, еще раз, только так, чтобы было еще и понятно.
«Не питай, чого в мене заплакані очі»
Раскрутка бизнеса «с нуля» — дело дорогое, сложное и рискованное. Еще лет сорок назад в журнале «Америка» было сказано, что 95% новых предприятий закрывается в течение первого года работы. Если и преувеличили, то не очень. Потому что сегодня ситуация не слишком изменилась. Как утверждает соправитель 4E Consulting А. Киценко, в течение первых пяти лет прекращают работу 95 новых компаний из каждой сотни. А по стартапам ситуация еще более плачевная, 90% прогорают в первый же год (Startup Genome). Причем независимо от того, в какой сфере работает бизнес, проблемы для всех одинаковые:
- Первый год работы — собственник еще не знает, чем привлечь покупателей. Нет менеджерских скиллов, он не способен делегировать обязанности. Если бизнесмен поверил в рекламный стереотип о том, что фирмой можно управлять час-другой в день с пляжа на Канарах, то необходимость ежедневно «пахать» повергает его в шок. В итоге — неверие в успех.
- Второй-третий годы. Проблемы масштабирования. Если не развиваться, фирма обанкротится. Делать это чересчур энергично — упадет качество продукции. Рост числа заказчиков заставляет набирать новых сотрудников без тщательной проверки компетентности. Они не справляются, общий уровень падает, клиенты уходят. Иногда это приводит к потере УТП.
- Четвертый-пятый годы. За три года на фирме уже должен действовать четко отработанный регламент: финансовый и маркетинговый планы, стандарты по процессам и т.п. Иначе неразбериха бьет по результатам. Плюс в это время начинаются серьезные проверки со стороны контролирующих органов.
Каждый предприниматель хочет создать успешную компанию — с приличным доходом, раскрученным имиджем, четкой структурой, профессиональными сотрудниками, множеством клиентов и т.д., и т.п. Но откуда взять свежую идею? Если своих денег мало, то где найти инвестиции и как просчитать их окупаемость? Как создать эффективную структуру? Где найти профессионалов, а если их нет, то как обучить тех, что есть? Если у бизнесмена недостаточно опыта и специальных знаний, то эти и многие другие вопросы встают перед ним в полный рост. Что надо делать, чтобы новый бизнес не закрылся после нескольких лет работы? Одно из эффективных решений — франчайзинг.
Франчайзинг и франшиза
Франчайзинг — это вид сотрудничества между двумя бизнесменами (компаниями), при котором обладающий лицензией на товарный знак Продавец за деньги предоставляет Покупателю на определенный срок право пользоваться этим самым товарным знаком. То есть, продавать под именем его бренда свою продукцию. Также речь может идти об использовании бизнес-модели Продавца, его ноу-хау, сырья и технологий.
Когда два бизнесмена выстраивают свои взаимоотношения подобным образом, то это значит, что они заключили между собой договор франчайзинга. Суть его в том, что начинающий коммерсант покупает у успешного бизнесмена право на использование его бизнес-модели и товарного знака для своей компании. То, что он купил, то есть предмет договора, называется франшиза. Если сказать более точно, то франшиза — это лицензия определенного вида, после приобретения которой Покупатель получает доступ к системе ведения бизнеса, разработанной, внедренной и проверенной Продавцом. А также может реализовывать свои товары или оказывать услуги под его торговой маркой. Продавец франшизы называется франчайзер, а покупатель — франчайзи. В современной литературе слова «франчайзинг» и «франшиза» нередко считаются синонимами. Плата за франшизу: единовременный паушальный взнос и ежемесячное роялти.
Франшиза — это отличный вариант для того, кто не желает или не в состоянии придумать блестящую идею и не собирается тратить годы на создание бизнеса с нуля и его раскрутку. А главное, не хочет рисковать. По разным данным, в первые пять лет от 80 до 86 процентов франчайзи как минимум выходят на точку безубыточности, а многие даже получают серьезную прибыль. Кстати, данный вид отношений привлекательный не только для начинающих. Подобные договора нередко заключают и владельцы уже сформировавшихся предприятий с немалым опытом работы на рынке. Потому что это выгодно.
Достоинства франчайзинга
Для франчайзера
Казалось бы, зачем крупной успешной компании, у которой и так все процессы отработаны до мелочей и в кассу регулярно «капает» немалая прибыль, продавать кому-то права на свои разработки? Ну, во-первых, денег никогда не бывает много, а успех — он всегда промежуточный, как передышка перед новым рывком. В бизнесе нет статичного положения, любая компания идет либо вверх (развивается), либо вниз (деградирует). Стагнация смертельна. Договор франчайзинга позволяет не только получать дополнительный доход, но и захватывать при этом новые регионы. И происходит сей процесс с определенными плюсами:
- Не все корпорации для расширения региональных продаж хотят создавать новые филиалы и усиливать управленческий аппарат, решать возникающие юридические, логистические, кадровые и прочие вопросы. Франшиза позволяет сохранить имеющеюся структуру.
- Наемный работник в филиале, в том числе ТОП-менеджер, может уволиться. И тогда руководству придется срочно закрывать позицию. С франчайзи таких проблем не будет, он кровно заинтересован в успехе предприятия.
- Еще одна проблема открытия филиала заключается в необходимости инвестиций. А по договору франчайзинга покупатель лицензии вкладывает собственные средства, сам нанимает работников и т.п.
- Открытие франчайзинговых предприятий, чем больше, тем лучше, расширяет географию присутствия компании-донора, а значит, делает ее сильнее и повышает капитализацию бренда. Торговая марка становится доступной большему числу покупателей, это работает на укрепление имиджа.
Так что для франчайзера данный вид деловых отношений очень выгодный. Можно сказать, что он получает множество «плюшек» практически не напрягаясь, потому что затраты базовой компании на содействие франчайзи относительно ее годовых финансовых оборотов совсем небольшие.
Для франчайзи
Выгоды франчайзи очевидны. Он получает готовый и проверенный на практике бизнес-проект. Торговая марка уже разрекламирована, популярность его продукции обеспечена априори. Старший партнер поддерживает: передает технологии, обеспечивает поставки, консультирует по техническим и финансовым вопросам, обучает персонал и многое другое. Ведь он тоже заинтересован в успехе подопечного! А самое главное, риск обанкротиться сводится к минимуму.
Недостатки
Главным минусом для франчайзера является невозможность постоянного жесткого контроля за деятельностью сателлитов. А значит, налицо опасность потери репутации, если они начнут продавать товары или оказывать услуги ниже определенного уровня.
Основные недостатки для франчайзи — обязательства перед старшим партнером, необходимость качественной работы, зависимость от системной компании и невозможность принятия самостоятельных стратегических решений.