Методика постановки целей SMART — это системный подход, обеспечивающий выполнение задачи. Название является аббревиатурой.
В ней зашифрованы критерии, которым должна соответствовать правильно поставленная цель:
- Specific — конкретный.
- Measurable — измеримый.
- Achievable — достижимый.
- Relevant — значимый, соответствующий.
- Time-bound — ограниченный во времени.
Выше приведен один из самых популярных вариантов расшифровки. Другие отличаются, хотя и немного. Данную методику разработал в 1981 г. Джордж Т. Доран, консультант одной из вашингтонских фирм. Правда, в его интерпретации буква “A” (Assignable) переводилась как «Назначаемый», “R” (Realistic) — «Реалистичный», а “T” (Tangible) — «Осязаемый».
Зачем это нужно?
Технология постановки целей SMART заметно повышает вероятность достижения успеха. С ее помощью можно:
- Отбросить нерелевантные задачи, в результате чего избежать неэффективного расходования денежных и материальных ресурсов.
- Поставить важную цель и указать пути ее достижения. Члены команды будут хорошо понимать, к какому результату надо стремиться, что нужно делать и как взаимодействовать. Они будут сфокусированы на выполнении конкретных задач. Упрощаются коммуникации. Время на разъяснения сводится к минимуму.
- Поставить достижимую цель, предварительно определив наличие достаточных ресурсов. Это предотвратит «прохладное» отношение подчиненных к работе.
- Определить план действий с разбивкой по срокам. Установить промежуточные дедлайны. Это позволит постоянно оценивать прогресс в работе, контролировать добросовестность сотрудников и немедленно принимать меры по устранению «узких мест».
- Точно знать, что цель достигнута реально, а не «на бумаге».
Методика SMART универсальна. Она применяется в проектном управлении, маркетинге и менеджменте, подходит для любой отрасли, для производства и бизнеса, для промышленности и сельского хозяйства. Для нее не нужны специальные знания и навыки. Она сама по себе не нуждается в дополнительных финансовых вложениях. Ее можно (и нужно!) использовать не только в процессе управления компанией, но и для постановки личных целей.
Как помогут бизнесу SMART-цели:
- Фокусировка внимания рабочей группы на конкретные задачи;
- Отслеживать прогресс в реальном времени;
- Обеспечивают всей команде четкое видение результата усилий;
- Делают цели достижимыми.
Критерии SMART
В методике пять критериев, которым должна соответствовать «правильная» цель.
Specific (Конкретика)
Любая цель отличается от благого намерения максимальной конкретностью. Она обязана точно задавать направление работы, разноплановые трактовки недопустимы. Ее формулировка отвечает на вопрос «Что делать?». Надо четко понимать, какого результата следует достичь и как к нему двигаться. Не конкретной окажется задача типа «надо похудеть», так как непонятно, чем заниматься. Намного лучше выглядит «похудеть до веса … за счет оптимизации питания, водных процедур, занятий спортом и двигательной активности». Следует не только прописать конкретную цель, но и указать, каким образом она будет достигнута.
Measurable (Измеримость)
Следует прописать измеримые результаты, которых планируется достичь. Никаких «сильно похудеть», а «похудеть до 60 кг». Если срок выполнения больше трех месяцев, надо разделить процесс на отдельные этапы с промежуточными итогами. В противном случае невозможно установить, была ли работа успешной. Ведь, при желании снижение веса за год на пару-тройку килограмм тоже можно считать победой. Необходимо четко определить, при каких цифрах цель однозначно достигнута.
Achievable (Достижимость)
Смотреть на жизнь надо реально. Можно написать: «Я планирую похудеть за 3 месяца на 40 килограмм». Правильно ли это? Специалисты утверждают, что без ущерба для здоровья можно сбрасывать вес на 0,5-1,0 кг в неделю или на 2-3 кг в месяц (это средние нормы). Кроме того, следует разобраться, имеются ли необходимые ресурсы? В данном случае — деньги на закупку более дорогих продуктов или инвентарь для занятий спортом. В противном случае надо корректировать итоговые результаты в сторону уменьшения или назначать более длительный срок. Надо понять, не слишком ли это сложно? Что может помешать достижению? В компании завышенная цель расхолаживает сотрудников. Объявление о том, что надо «увеличить до конца года число закрытых договоров на 150%» в то время как в прошлом году прогресс составил всего 15% приведет к тому, что люди станут работать формально, не заботясь о результате.
Relevant (Актуальность)
Хотя этот пункт стоит на четвертом месте, он является самым главным. С него надо начинать. Цель должна быть важной и актуальной. То есть, ее достижение снимает серьезную проблему или значительно улучшает результаты работы. Постановка именно этого вопроса — своевременная, есть возможности для его решения, его нельзя дальше откладывать. Надо подумать: «Для чего нужен этот результат?» Одно из значений слова «релевантный» — соответствующий. Поставленная задача должна соответствовать основной деятельности компании и направлению стратегического развития и не противоречить другим задачам.
Time-bound (Ограниченность во времени)
Важно установить сроки достижения цели, и чтобы они обязательно были реальными. При разбивке на части определяются дедлайны для подведения окончательных и промежуточных итогов (декомпозицию надо делать если продолжительность больше трех месяцев, тогда вопрос будет постоянно под контролем). Общий срок лучше выбирать: месяц, квартал, полгода, год. Более длительный период может расфокусировать команду. Цель перестанет восприниматься как актуальная, работа по ее достижению превратится в рутину и перейдет в разряд второстепенных. А могут и вообще о ней забыть, и такое бывает.
Важный момент: правильно поставленная цель обязана соответствовать всем пяти критериям. Если не соблюсти хотя бы один, методика не сработает либо результат будет достигнут лишь частично. И еще одно. СМАРТ-цель — не догма. В процессе ее достижения многое может измениться: кризис, новый продукт от конкурентов, колебания спроса, скачки валютного курса и т.п. Надо постоянно отслеживать обстановку и при необходимости адаптироваться к новым условиям. А в критической ситуации — вовсе отказаться (может, временно) от достижения поставленной цели.
Есть ли у методики SMART недостатки?
Есть ли у СМАРТ-технологии недостатки? Один точно есть. Ее не всегда можно использовать при постановке стратегических целей. Там большие сроки и слишком много неопределенных факторов. Прочие минусы относятся не к самой технологии, а к «подводным камням» на пути достижения уже заданной цели.
Так, например, может сыграть свою роль человеческий фактор, когда сотрудники, несмотря ни на что, все равно не поймут, что от них требуется. Так что их профессионализм должен соответствовать заявленным результатам (это, кстати, относится к третьему критерию, профессионализм подчиненных является одним из ресурсов для достижения цели). В этом случае приходится либо все еще раз объяснять, либо комплектовать команду из более квалифицированных кадров.
Не следует забывать, что определение СМАРТ-цели не отменяет прежние обязанности членов команды. Выполнение ежедневных задач (за которые тоже строго спрашивают!) может серьезно отвлечь от поставленной задачи.
Читайте также: SMART и OKR. Основные методы постановки целей сотрудникам