Пандемия сказалась на работе и доходах медиа, а также на коммуникации с бизнесом. Чтобы узнать, что именно изменилось, Be-it Agency провела опрос Be-it Media Watch среди журналистов и редакторов украинских изданий.
По данным опроса, 21% представителей медиа в этом году стали больше писать о социальных инициативах бизнеса, которые помогали обществу во время карантина. А почти 54% готовы делать это в дальнейшем. Ожидаемо, что журналисты считают масштаб и реальную значимость таких инициатив как основной повод о них говорить. В целом же пандемия показала, что социальная активность бизнеса — реальный репутационный инструмент, который сейчас получил «второе дыхание».
Пандемия добавила социальных и прикладных тем в медийной повестке дня. Но не для всех
Тема пандемии отходит на второй план, а медиа готовы писать об интересных историях успеха украинских компаний, новые продукты, технологии и сервисы, путешествия по Украине, а также планирование семейного бюджета и альтернативные способы заработка. В зависимости от профиля, медиа хотели бы иметь больше информации об адаптации и выживания бизнеса в новых условиях (кейсы) и об удаленной работе и обучении (зарплаты, устройства и сервисы, информационная безопасность дома и т.д.). Также журналистам интересно получать больше проверенных данных о том, как поддерживать психическое и физическое здоровье, с профессиональными рекомендациями. А вот специализированные СМИ, например, аграрные СМИ и медиа о технологиях, отмечают, что вообще не почувствовали влияния пандемии на актуальность определенных тем.
Почти 40% опрошенных журналистов хотят получать новости от компаний чаще
Топ-3 формата в коммуникациях, которых сейчас не хватает журналистам, — это события, визуальные материалы к пресс-релизы (иллюстрации, инфографика и т.д.) и информация от первых лиц.
В ответ на вопрос, интересную ли, актуальную и полезную для работы информацию получают СМИ от компаний, почти 40% журналистов и редакторов ответили утвердительно. Но проблема в нежелательных пресс-релизах без четкого инфоповода или пользы для читателя, по мнению опрошенных, есть до сих пор. Также медиа хотят от пресс-служб более адаптированных материалов — под издание и автора.
Трое из четырех опрошенных предпочитают комбинированные события, чтобы выбирать — посетить их или подключиться к трансляции. Вернуться же исключительно к традиционному оффлайнового формата желающих не нашлось. При этом журналисты отмечают, что стали активнее посещать события, даже когда они появились онлайн. А 23% «посещают» события даже реже.
Только 5% отметили, что в их редакциях есть отдельный специалист, ответственный за фактчекинг. Большинство отмечает, что факты контролирует и проверяет автор статьи или редактор. Для того чтобы проверить информацию, журналисты по-прежнему обращаются к пресс-службе компании или организации или «Гугл» в интернете. В общем медиа тщательно проверяют общественно важные темы и резонансные цитаты, информацию, происходящую из соцсетей, российских СМИ и анонимных источников, на которые ссылаются другие СМИ. Также они пытаются пользоваться источниками только от изданий с репутацией. Всего около 70% респондентов не почувствовали, что объем недостоверной информации в период пандемии вырос по сравнению с тем, как было раньше.
Журналисты преимущественно (79%) сверяют с пресс-службой компании и организации информацию из сторонних источников. Те, кто не обращаются к пиарщикам за уточнениями, объясняют это их неконкретными ответами на запросы или нехваткой времени.
Кризис оживил трансформации и обновления в редакциях
Около половины опрошенных отметили снижение доходов от рекламы в их изданиях. С ухудшением финансовой ситуации в редакциях 44% были вынуждены сократить расходы на новые проекты и привлекать фрилансеров. Каждый второй опрошенный отметил, что кризис добавил работы. Однако при этом для большинства она же стала поводом ввести новые форматы в изданиях. А около трети прибегли к поиску новых бизнес-моделей и концепций финансирования и адаптировали контент-стратегию.
Большинство медиа признают, что спецпроекты важны для дохода редакции. Причем в работе над спецпроектами, по мнению опрошенных, происходит достаточно эффективное взаимодействие между СМИ и компаниями. Ведь их видение того, какими должны быть спецпроекты, совпадает с видением заказчика в 44% и «50/50» — еще в 26%.
«В коммуникациях мы видим, что кризис актуализирует важные темы и инструменты. А также создает пространство для экспериментов. Мы учимся еще эффективнее проводить события онлайн, подбирать новые идеи для контента и убеждать топ-менеджеров не избегать личного общения в непростой год, а редакции — искать и находить новые форматы», — комментирует Мирослава Грибова, руководитель практики корпоративных коммуникаций Be-it Agency.
«Также пандемия раз показала важность партнерства. Например, внимание медиа к общественно важным активностям от бизнеса дополнительно вдохновляет компании подробнее об этом рассказывать, планируя спецпроекты. Что в свою очередь интересно медиа. Чтобы это сотрудничество было эффективным, по опыту, рекомендуем в начале больших проектов делать совместную встречу команда + клиент + редакция, причем важно, чтобы присутствовал редактор или журналист, который будет отвечать за текст. И обязательно встречаться в таком же составе, если несмотря на время и усилия результат не соответствует ожиданиям, а аргументы всех сторон накапливаются. Это помогает быстрее найти конструктивное решение, а также позволяет лучше понимать редакции тем клиентам, которые обычно не общаются с медиа направлением и наоборот — команда медиа лучше понимает компанию», — советует Мирослава Грибова.
Be-it Agency благодарит всех коллег в СМИ, кто присоединился к опросу.