2024 год начался для Apple не очень удачно:
- впервые за три года компания опустилась на второе место в топе самых дорогих в мире;
- в США и Европе против Apple начались антимонопольные расследования;
- в Китае производитель iPhone стремительно потерял долю рынка.
Что происходит с Apple и как может измениться закрытая экосистема компании, рассказываем в статье.
Соединенные Штаты против Apple
В 2010 году один из топ-менеджеров Apple отправил тогдашнему гендиректору Стиву Джобсу email. В нем говорилось о рекламе новой электронной «читалки» Kindle. Чтобы покупать и читать книги в приложении Kindle, героиня рекламы использовала сначала iPhone, а затем Android-смартфон.
Топ-менеджер Apple был озабочен тем, как легко можно перейти с iPhone на Android. Джобс в ответ заявил: Apple «заставит» разработчиков и клиентов использовать ее платежную систему, чтобы замкнуть всех на своей платформе.
В течение многих лет Apple одинаково реагировала на подобные угрозы: усложняла выход из своего «огражденного сада» (так называют экосистему компании) вместо того, чтобы создавать в нем более привлекательные условия.
С этой истории начинается иск Соединенных Штатов против Apple, выдвинутый в марте этого года. Министерство юстиции обвиняет техногиганта в нарушении антимонопольного законодательства. По словам генпрокурора США Меррика Гарленда, чистая прибыль Apple, которая в 2023 году составила 97 миллиардов долларов, «превышает ВВП более 100 стран». Этому успеху компания обязана одному из ключевых продуктов — iPhone, который занимает 65 процентов американского рынка смартфонов.
В американском Минюсте считают, что в течение многих лет «Apple сохраняет монопольную власть на рынке смартфонов» благодаря не просто «конкуренции за преимущества», а умышленной стратегии исключения конкурентов. В Apple заявляют:
«Этот иск ставит под угрозу нашу идентичность и принципы, выделяющие продукты Apple на рынках с жесткой конкуренцией».
Речь идет, в частности, о таких действиях техногиганта.
«Зеленые пузыри» и классовое деление
iMessage — программа обмена сообщениями — очень популярна в Соединенных Штатах. И если на iPhone она работает безупречно, то пользователи Android сталкиваются с проблемами: ограниченным функционалом (отсутствие сквозного шифрования, возможности редактирования текста, индикаторов просмотренного сообщения и т.п.) и низким качеством отправленных фото и видео. Это создает своеобразное деление на классы.
На конференции в 2022 году журналистка пожаловалась гендиректору Apple Тиму Куку, что из-за багов iMessage не может полноценно общаться со своей матерью — владелицей Android-смартфона. Тот посоветовал:
«Купите своей маме iPhone».
Вспомнив об этом случае сейчас, генпрокурор США подчеркнул:
«Антиконкурентное поведение Apple затрудняет общение пользователей iPhone с пользователями продуктов, не принадлежащих Apple».
Как следствие, пользователи iPhone воспринимают конкурирующие смартфоны как технику более низкого качества.
Несовместимость Apple Watch с Android
Apple Watch, один из самых успешных продуктов Apple, умышленно несовместим с телефонами Android, утверждают в Министерстве юстиции. В то время как многие смарт-часы работают с любым типом смартфона, пользователям Apple Watch нужен только iPhone.
«Apple использует смарт-часы, дорогой аксессуар, чтобы помешать выбору других телефонов, — говорится в жалобе Министерства юстиции. — Скопировав идею смарт-часов у сторонних разработчиков, Apple теперь препятствует внедрению инноваций и ограничивает Apple Watch, чтобы это не отразилось на продажах iPhone».
Эксклюзивность Apple Pay
Apple Pay — единственный способ, с помощью которого владельцы iPhone могут оплачивать покупки. Apple, ссылаясь на соображения безопасности, запрещает сторонним программам получать доступ к чипу, позволяющему iPhone проводить мобильные платежи.
«В то время как Apple активно поощряет банки, продавцов и другие стороны к участию в Apple Wallet, компания одновременно использует свою монополию на смартфоны, чтобы блокировать этих партнеров в разработке лучших платежных продуктов и услуг для пользователей iPhone», — утверждают в Минюсте США.
Запрет сторонней покупки приложений
Единственный способ получить любое приложение — скачать через собственный магазин Apple. В компании считают такую политику защитой клиентов от спама и вредоносных программ. А в американском правительстве — ограничением конкуренции, ведь разработчики попадают под жесткие ограничения Apple и выплату 30 процентов комиссии с каждой транзакции.
Кроме того, Apple заставляет разработчиков писать код специально для своей операционной системы. Это не позволяет приложениям становиться «суперпрограммами», одинаково работающим в операционных системах iOS и Android.
Европа против Apple
Обвинение по поводу мобильных приложений — одно из самых обсуждаемых как в США, так и в Европе. Евросоюз в этом вопросе опередил Соединенные Штаты, в марте 2024 года заставив Apple ослабить контроль над App Store.
Во-первых, около месяца назад вступил в силу закон ЕС о цифровых рынках, требующий от Apple открыть экосистему для конкурирующих магазинов и способов оплаты. Впрочем, разработчики приложений жалуются, что в Apple пытаются обойти требования: к альтернативным магазинам программ и платежным системам добавились новые комиссии и требования. И хотя Apple настаивает, что ее политика отвечает новым правилам, европейские регуляторы с этим не согласны. Продолжаются споры, которые могут привести к еще одному судебному расследованию против компании.
Во-вторых, антимонопольные органы ЕС оштрафовали Apple на 1,8 миллиарда евро: компания препятствовала конкурирующим приложениям для потоковой передачи музыки (таким как Spotify) направлять клиентов за пределы App Store. Однако в Spotify сообщили, что после этого Apple не выполнила запрос на информирование пользователей о новых предложениях. Европейская комиссия угрожает компании дополнительными штрафами. Тем более, что подобный случай уже был в Нидерландах.
В 2021 году нидерландские регуляторы постановили, что Apple нарушила закон о конкуренции на рынке приложений для знакомств, таких как Tinder, запрещая использовать альтернативные платежные системы. Вместо того чтобы выполнить требования, Apple снизила комиссию за транзакцию с 30 процентов до 27-ми. За это компанию оштрафовали на 50 миллионов евро, но она оспаривает штраф.
К аналогичному шагу прибегли и в Южной Корее, заставив Apple разрешить альтернативные платежные системы. Вместо этого компания снизила комиссию за транзакцию до 26 процентов. Продолжается расследование, которое грозит Apple штрафом в примерно 14 миллионов евро.
Скорее всего, подобные решения в последующие годы будут принимать и другие страны. Если правительства этих стран достигнут целей, это может повлечь за собой кардинальные изменения в экосистеме Apple. А значит — и в популярности ее продуктов, ведь одна из составляющих успеха компании — жесткий контроль над продуктами и услугами.
«Если Apple будет вынуждена выполнять требования, это потенциально может означать конец согласованного и унифицированного пользовательского опыта. Хотя по той же причине потребители будут открыты для большего выбора программ и услуг, помогая большему количеству разработчиков и поставщиков», — считает директор по исследованиям ABI Research Дэвид МакКвин.
Китай против Apple
За первые шесть недель 2024 года продажи iPhone в Китае упали на 24 процента по сравнению с прошлым годом. В то же время продажи китайских смартфонов Huawei выросли на 64 процента после выпуска нового телефона с возможностями беспроводной связи 5G.
Столкнувшись с жесткой конкуренцией, Apple сделала то, что не делает почти никогда: предложила в Китае скидки на iPhone и другие продукты. Пока не ясно, будет ли этого шага достаточно, чтобы вернуть себе долю рынка, ведь с прошлогодних 19 процентов она упала до 15,7. В настоящее время аналитики называют Китай одновременно самой большой проблемой и самой большой возможностью для Apple.
Инвесторы против Apple
Продажи iPhone, которые снижались весь прошлый год, вызывают серьезное беспокойство на Уолл-стрит. Особенно — учитывая ситуацию с Китаем. К тому же Apple отстает в области искусственного интеллекта. Все это привело к тому, что впервые за три года Microsoft потеснила Apple с первой строчки в рейтинге самых дорогих компаний мира.
Крупные технологические компании — Microsoft, Meta, Google и Samsung — уже два года разворачивают генеративные функции искусственного интеллекта в своих гаджетах, в то время как Apple даже не имеет такого продукта. Тим Кук заверил инвесторов, что он будет представлен в этом году (очевидно, речь идет о Всемирной конференции разработчиков в июне), но с такими темпами отставания компании будет трудно догнать конкурентов.