Конкуренция и конкурентоспособность. Что такое конкуренция знают все. Не вдаваясь в официальную терминологию можно сказать, что это соперничество. Таки образом, конкурентоспособность, говоря по-простому — это когда товар, с точки зрения покупателей, лучше других таких же. Оговоримся сразу, что данный термин относится к разным объектам и субъектам: государству, региону, предприятию, человеку, продукции и другим. В данной статье речь пойдет только о последней. Притом, постараемся изложить тему простыми словами, без множества научных формулировок.
А что, без нее никак?
Зачем она вообще нужна, эта конкурентоспособность? Может, без нее было бы проще и спокойнее? Что, так живут все демократические страны? Это не аргумент. Черчилль говорил, что «Демократия — не самый хороший способ управления людьми, но ничего лучше человечество пока не придумало». Ответ на данный вопрос можно найти в недавней истории. Старшее поколение жило при плановой советской экономике и хорошо помнит дефицит товара и его низкое качество. Что, одна страна — еще не показатель? Так подобное наблюдалось во всем социалистическом блоке, включая Кубу. В конце восьмидесятых западные немцы, между прочим, не очень-то хотели присоединять к себе Восточную Германию после того, как посчитали, сколько денег придется вложить, чтобы подтянуть ее экономику до уровня ФРГ. А ведь в сорок пятом везде было одинаково. Вот как опустилась страна меньше чем за пять десятилетий.
Что это такое?
Есть разные определения понятия «конкурентоспособность товара». Например, это совокупность характеристик, которая обеспечивает его преимущество в удовлетворении потребностей покупателя. Можно сказать и по-другому. Это отношение величины пользы (не только материальной, но и моральной: престиж, удовольствие и т.п.) от применения товара к расходам на его покупку и последующую эксплуатацию.
Чего желает рядовой потребитель? «Чтобы было хорошее и недорогое». Так что во многом все сводится к пресловутому соотношению «цена-качество». Можно возразить, что есть и третий показатель — востребованность продукции. Не самый лучший, но срочно необходимый «здесь и сейчас» товар расхватывают быстро. У всех еще в памяти, как сметали с прилавков соль, спички и продукты длительного хранения в марте 22-го. Но конкуренция здесь ни при чем, тогда работали совсем другие факторы.
Абсолютная конкурентоспособность — миф
В общем случае уровень конкурентоспособности товара надо оценивать, исходя из следующих принципов:
- Это относительное понятие. Он определяется только в сравнении с подобной продукцией конкурентов.
- Это нестабильная величина. Он изменяется во времени.
- Он привязан к рынку как географически в регионе продвижения, так и секторально среди определенной категории товаров.
Из сказанного выше получается, что абсолютной конкурентоспособности не существует. Нельзя сделать что-то идеальное и на том успокоиться.
Показатели конкурентоспособности
Для большой способности товара конкурировать с себе подобными важное значение имеет соотношение «цена-качество». Данный постулат легко трансформируется в показатели, по которым можно определить ее уровень. Они делятся на две группы. В первую входят экономические критерии, прежде всего стоимость реализации, которая определяет доступность продукции («цена»). Ко второй относятся потребительские, непосредственно влияющие на положительный эффект от потребления («качество»).
Критерии второй группы можно разнести еще по двум классам. В первый (назовем его технико-нормативный) пойдут те, которые определяются жесткими условиями. Каждый товар, согласно своей функциональности и свойствам, имеет какое-то назначение и технические характеристики, определяющие его эффективность. Сюда же можно отнести долговечность и надежность, удобство работы (эргономичность) и безопасность. К этому же классу относится соответствие товара стандартам и прочим нормативным актам, благодаря чему вообще разрешено его применение на территории государства или региона.
Во второй (эмоциональный) класс отправятся те, которые влияют на привлекательность товара (дизайн, упаковка, цветовые решения и др.) либо на психологию потребителя: соответствие последней моде, престижность и т.п. Кто-то покупает электродрель отечественного производства и работает с удовольствием. А кому-то нужна только Bosch, чтобы все соседи на него смотрели с завистью. Товары как первой, так и второй группы могут иметь высокий уровень конкурентоспособности благодаря какому-то одному качеству или совокупности нескольких. В последнем случае можно вести речь о синергии. Общий положительный эффект не равен сумме эффектов от каждого «плюса», они друг друга усиливают иногда до того, что отговорить человека от покупки никак невозможно.
Какие факторы влияют на конкурентоспособность товара
К основным факторам, непосредственно влияющим на конкурентоспособность товара, относятся:
- Качество.
- Цена.
- Маркетинг.
- Продукция конкурентов.
О первых двух было сказано выше. По поводу маркетинга надо заметить, что он должен поддерживаться тем самым оптимальным соотношением «цена-качество». В противном случае он дает одноразовый эффект. Доказано, что правильно организованная реклама способна «заставить» человека купить едва ли не любой товар (разумеется из тех, которые ему хоть немного нужны). Но если клиент разочаруется в приобретении, то его уже не привлекут никакие баннеры.
Но маркетинг не сосредотачивается лишь на рекламе. И это даже не только комплекс мероприятий по продвижению товара. Сюда относятся все аспекты деятельности предприятия, направленные на то, чтобы обеспечить максимально возможную реализацию продукции. Так что его можно отнести к столь же важным факторам, как и первые два. По мнению специалистов, первые три фактора по степени влияния относятся как 3 : 2 : 1.
По поводу конкурентов — это отсылка к тому, что конкурентоспособность относительна.
Методы оценки конкурентоспособности и пути ее повышения
Чтобы оценить способность продукции конкурировать с аналогичными товарами других компаний, используют разные методы оценки:
- Дифференциальный — рассматривают единичные параметры товара и сравнивают их с конкурентными. Применяют базовые значения. Определяют, по каким характеристикам достигнут лидирующий уровень, а где — нет. А также по каким пунктам самое большое отличие от базовых цифр.
- Комплексный — изучают какое-либо свойство товара путем рассмотрения всех влияющих на него показателей. Последние в данном случае берутся обобщенные (комплексные). Сравнивают удельные полезные эффекты продукции.
- Смешанный — сочетание первых двух. Одну часть параметров считают комплексно, другую — дифференциально.
Для повышения конкурентоспособности товара есть много рекомендаций. Все они сводятся к тому, что надо изменить что-то существенное: технологию изготовления, систему контроля качества, ассортимент, стоимость, порядок ремонта и обслуживания, способ реализации и т.п.