CRM-система — это сердце современного бизнеса. С ее помощью компания может автоматизировать процесс продаж, сформировать клиентскую базу и построить правильную коммуникацию.
Но рассмотрим более актуальный сценарий на примере малого либо среднего бизнеса. Например, вы являетесь владельцем школы иностранных языков. Вы используете новаторские подходы в обучении, арендуете open-space офис в центре Киева (или считаете оффлайн занятия вчерашним днем и преподаете только онлайн) и… ведете базу клиентов в Excel.
Даже если на данном этапе в вашей школе/танцевальной студии/стартапе все ок, эта стратегия не выигрышна. И дело не только в том, что отсутствие CRM отнимает у вас кучу времени, и у вас нет доступа к клиентской истории. Есть также ряд неочевидных плюсов CRM для малого и среднего бизнеса, о которых я хочу более подробно рассказать.
Прозрачность работы команды
Развитие бизнеса невозможно без личного профессионального развития каждого причастного к этому бизнесу. Наиболее эффективными оказываются компании, где регулярно проводятся точечные тренинги, детальный обзор рабочих процессов и т.д.
Такой разбор полетов возможен только когда руководитель точно знает, какие задачи выполняет, кто сколько времени на них тратит и кто на каких моментах стопорится.
Существует всего два варианта решений, позволяющих столь полный контроль над процессами в команде: буквальный (что называется день и ночь «стоять над душой») и с помощью CRM. Первый вариант плох тем, что он откровенно устаревший и часто демотивирует сотрудников.
С другой стороны, отслеживание эффективности с помощью программного обеспечения CRM является более ненавязчивым способом всегда оставаться в курсе событий и быть уверенным, что ваши цели последовательно достигаются, а бизнес движется в правильном направлении.
Структура базы данных
Каждый основатель малого бизнеса в начале пути дает себе обещание очень бережно и осмотрительно относиться к своим данным. Ведение базы данных в табличном редакторе, то есть в Excel, — это прямое нарушение такого обещания.
Сначала кажется, что записывать информацию о новых клиентах, партнерах и поставщиках в таблицах (обязательно в разных!) — это логично и несложно. Но как только контактов становится больше, идиллия быстро разрушается: на поиск необходимой информации уходит все больше и больше времени, детали сделок куда-то исчезают, данные повторяются, а менеджеры по продажам упускают сделки, потому что не видят связи между лидами.
Ситуация не из лучших, не правда ли?
К счастью, существует быстрое и безболезненное решение — хранить данные в CRM-системе. Дело в том, что все данные, хранимые в CRM, связаны между собой, что достаточно удобно. То есть существует четкая иерархия от рабочего пространства до папок, записей и отдельных полей в каждой карточке. Это позволяет менеджерам легче производить сегментацию, отчеты по данным, каналам и любым параметрам. Вся информация собрана в одном месте, что позволяет измерять показатели вашего бизнеса на разных этапах.
Кроме того, сохраняя все данные о вашем бизнесе в CRM, есть более высокая вероятность сохранить их «чистыми». Это возможно благодаря функции предотвращения дубликатов. Так менеджеры при добавлении нового контакта в базу данных получают уведомление о том, что данные повторяются и могут либо объединить данные, либо обновить имеющиеся.
Анализ базы данных
Вы знали, что CRM-система позволяет не просто хранить кучу данных в одном месте, но и понимать, как работают сейлзы, маркетинг и бизнес-практики?
Этому способствуют отчеты, которые можно создавать в CRM, а также многочисленные манипуляции с воронкой продаж, которую можно визуализировать в CRM. Отчеты приводят в порядок данные, обеспечивают совместную работу между командами и автоматизируют важные процессы — и все это происходит в одной вкладке.
Покажу на примере, как это работает в NetHunt CRM. Отчет воронки продаж дает вам информацию о развитии потенциальных сделок. Благодаря ему вы можете проанализировать ваши действия и выявить узкие места, чтобы откорректировать стратегию продаж или действия на определенном этапе воронки.
А отчет о целях продаж дает возможность увидеть насколько ваша команда и каждый отдельный сотрудник близки к достижению цели продаж. После того, как менеджер закроет следующее соглашение, этот отчет автоматически обновится.
Анализ базы данных путем отчетов маркетинга и сейлза департамента позволяет бизнесу рассуждать о прошлом и планировать будущее более объективно.
CRM работает где угодно
Ваш бизнес может работать с любой точки земного шара, ведь ваша CRM-система размещена на сервере вендора. Облачные CRM-решения помогают вашим командам оставаться на связи и получать актуальную информацию, где бы они ни находились и в любое время суток. Сейчас, когда команда разбросана по всему миру, это особенно актуально.
Все сотрудники компании могут использовать программное обеспечение на компьютерах, планшетах и смартфонах, просто имея доступ в Интернет. Хотя сотрудники обладают всеми данными, импортируемыми в систему CRM, именно поставщик CRM поддерживает и обеспечивает их безопасность в своем расположении.
Сегодня подавляющее большинство современных CRM-вендоров предлагают своим клиентам мобильную версию CRM-системы (т.е. весь функционал СRM доступен где угодно и когда-либо из мобильного приложения, а все данные, которые вносятся со смартфона, моментально синхронизируются с «большой CRM»). Это особенно важно для менеджеров по продажам, которые часто общаются с клиентами в полевых условиях и должны обновлять базу данных вдали от ноутбука или стационарного компьютера.
Мощные интеграции
CRM может объединить в себе весь софт, которым пользуется бизнес. К примеру, в NetHunt CRM это интеграции с Gmail, телефониями, мессенджерами и рядом других важных сервисов.
Какие преимущества предоставляют бизнесу такие интеграции?
- Возможность находить и привлекать новых клиентов гораздо быстрее с разных каналов;
- Легкость создания новых контактов, лидов и сделок в CRM, это делается автоматически;
- Возможность иметь доступ ко всему контексту о лидах или компаниях, которые всегда под рукой.
И напоследок: если вы заинтересованы в росте своего бизнеса, вам следует убедиться, что вы относитесь ко всем лидам и клиентам с максимальным уважением и вниманием к деталям. Вам необходимо выйти за рамки простого использования имен клиентов при общении с ними. Вам нужно адаптировать свое предложение и представить свой продукт таким образом, чтобы он отвечал их потребностям. Сегодня продажи, основанные на ценностях, обязательны в деловом мире.
CRM-системы позволяют малому и среднему бизнесу эффективно персонализировать общение с лидами. Сегодня большинство CRM-систем для малого бизнеса предлагают расширенные фильтры и теги сегментации, чтобы разделить вашу аудиторию на более мелкие группы на основе многих факторов. Можно использовать готовые фильтры или создать собственные. Таким образом, ваши лиды получат именно то, что им нужно и тогда, когда им это нужно.
Поэтому я советую не медлить с внедрением CRM-системы бизнесменов всех масштабов. И пусть ваш доход увеличивается благодаря грамотному подходу и современным технологиям!