В конце учебного года Rakuten Viber и EdEra спросили школьников и учителей, сталкивались ли они с конфликтами в школьных чатах и, если да, то с какими именно. 75% школьников сталкивались с проблемами, тогда как конфликты замечали 64% учителей.
EdEra и Rakuten Viber спросили школьников и учителей, для чего они используют чаты, сколько времени в день проводят в таких чатах, и главное — сталкивались ли обе стороны с проблемами в них в течение года. Опрос проводился в каналах EdEra в Viber, а также путем рассылки среди учителей — в нем приняли участие около 400 респондентов. В части вопросов респонденты могли выбирать все подходящие варианты ответов.
Для чего учителя и школьники используют чаты
Опыт учителей
Учителя чаще всего используют чаты, чтобы общаться с коллегами (74%) и родителями учеников, в частности для планирования собраний (69%). Топ кейсов, которые выбрали респонденты в ответ на вопрос «Для чего вы в первую очередь используете чаты в мессенджерах?», распределились следующим образом:

Для чего вы в первую очередь используете чаты в мессенджерах
- Общение с коллегами-учителями — 74%;
- Общение с родителями, планирование собраний — 69%;
- Разместить дополнительные пояснения для учеников — 60%;
- Дать домашнее задание, принять его — 51%;
- Поделиться расписанием занятий, планом на полугодие — 40%;
- Дать конспект урока, дополнительные материалы — 33%.
* Вопрос предполагал множественный выбор
На общение в чатах, связанных с обучением, 65% учителей тратят до 2 часов ежедневно. 24% опрошенных проводят в чатах 2-4 часа в день, еще 11% — более 4 часов.
Опыт учеников
Школьники, в свою очередь, чаще всего используют чаты, чтобы узнать домашнее задание или сдать его (75%). На вопрос «Для чего ты используешь школьные чаты?» топ ответов выглядит следующим образом:

Для чего ты используешь школьные чаты?
- Узнать домашнее задание или сдать его — 75%;
- Посмотреть расписание уроков — 43%;
- Узнать расписание дополнительных занятий или мероприятий — 36%;
- Найти или отправить кому-то конспекты уроков и полезные дополнительные материалы — 31%;
- Получить дополнительные объяснения от учителей — 27%;
- Общаюсь в чатах спортивных команд или школьных кружков — 26%;
- Делать групповые проекты/презентации — 24%.
* Вопрос предполагал множественный выбор
Как и учителя, большинство учеников (81%) проводят в школьных чатах до 2 часов в день. 2-4 часа проводят 12% школьников, более 4 часов — только 7%.
Проблемы при общении в школьных чатах: опыт учеников
75% учеников столкнулись с проблемами в школьных чатах в течение года.

Сталкивался ли/-лась ли ты за последний год с проблемами при общении в школьных чатах?
Наиболее распространенными конфликтными ситуациями были: грубое общение и оскорбления (55%), буллинг и травли (36%). На вопрос «С какими конфликтными ситуациями в школьных чатах ты сталкивался/-лась за последний год?» школьники ответили следующим образом:

С какими конфликтными ситуациями в школьных чатах ты сталкивался/-лась за последний год?
- Грубое общение, невоспитанность, оскорбления — 55%;
- Буллинг и травли — 36%;
- Игнорирование сообщений, бойкоты — 26%;
- В чатах не было конфликтных ситуаций — 20%;
- Навязчивость, приставание среди детей — 19%;
- Распространение и накручивание слухов или сплетен — 18%;
- Распространение чужих личных фото или видео на широкую публику — 17%.
* Вопрос предполагал множественный выбор
Замечали ли эти проблемы учителя
64% учителей замечали проблемы в школьных чатах.

Замечали ли вы за последний год проблемы при общении в ученических чатах?
Большинство педагогов также отмечают грубость среди конфликтных ситуаций — с ними сталкивались 58% опрошенных. В то же время только 17% учителей замечали буллинг и травлю в чатах, что в два раза меньше, чем процент школьников.
На вопрос «Если вы замечали конфликтные ситуации в ученических чатах, то какие именно?» ответы учителей распределились следующим образом:

Если вы замечали конфликтные ситуации в ученических чатах, то какие именно?
- Грубое общение, невоспитанность, оскорбления — 58%;
- Игнорирование сообщений, бойкоты — 30%;
- В чатах не было конфликтных ситуаций — 30%;
- Распространение и накручивание слухов или сплетен — 18%;
- Распространение чужих личных фото или видео на широкую публику — 17%;
- Буллинг и травли — 17%;
- Навязчивость, приставание среди детей — 16%.
* Вопрос предполагал множественный выбор