Если кто-то искренне верит в полученное относительно него предсказание, то он подсознательно ведет себя так, что оно сбывается. Это называется эффект Пигмалиона.
А теперь представьте гипотетическую ситуацию. Есть два офиса. В каждом дюжина сотрудников с руководителем. Гендерные и возрастные характеристики примерно равны, плюс у людей приблизительно одинаковые способности к работе. Разница только в стилях руководства. В первом офисе хмурый командир начинает день словами: «Ну, говорите, неудачники, что вы там опять вчера наворочали. Так, ладно, заткнитесь, ставлю очередную задачу. Вряд ли вы ее выполните, так что премию не ждите». А во втором начальник с утра говорит: «Ну что, орлы, нас ждут великие дела! Вот новая задача на сегодня, я не сомневаюсь, что вы с ней справитесь». Вопрос: в каком офисе сотрудники лучше работают? Обычно отвечают не совсем уверенно: «Ну-у, наверное, во втором». А почему? Чтобы доказать правильность ответа, надо разобраться, что такое эффект Пигмалиона. Но сначала — древнегреческая легенда.
Легенда о Пигмалионе
На Кипре жил скульптор Пигмалион. Однажды он вырезал из слоновой кости настолько красивую статую молодой женщины, что влюбился в нее. Он одевал ее и делал подарки, но … статуя — она статуя и есть, никакого сочувствия. Во время праздника Афродиты Пигмалион обратился к богине и попросил дать ему жену, подобную его творению. Олимпийка была тронута безответной любовью и оживила скульптуру, после чего Пигмалион женился на предмете своей страсти.
По поводу их семейной жизни в легенде есть варианты, хотя все сходятся на том, что родилось трое детей. Имя «Галатея» скульптура получила только в 1762 году в сочинении Ж.-Ж. Руссо «Пигмалион», в легенде она была безымянной. Миф повествует о силе искреннего желания и твердой вере что оно когда-нибудь обязательно сбудется.
Открытие эффекта Пигмалиона. Классические эксперименты
Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя, эффект предвзятости экспериментатора) был описан психологом Робертом Розенталем в 1966 году. Тогда же первооткрыватель и его коллега Леонора Якобсон провели эксперимент, который ныне считается классическим.
Эксперименты
В одной из начальных школ провели тест на IQ. Потом из разных классов произвольно выбрали несколько учеников с посредственными данными. Но учителям сказали, что у этих детей высокий интеллект и выдающиеся способности. В конце учебного года оказалось, что у них действительно улучшились оценки, а повторное тестирование показало рост IQ. Причина заключалась в том, что преподаватели заранее ожидали от выбранных школьников отличных результатов. Поэтому работали с ними несколько иначе, чем с остальными — вдохновляли, поддерживали, стимулировали более свободное мышление.
Другой эксперимент провели Ким Миллер и Ребекка Кёртис. Они собрали несколько десятков студентов, незнакомых друг с другом, и разбили их на пары. Затем некоторым сказали, что их напарники относятся к ним хорошо. Другим — наоборот. Прочие составили контрольную группу. После этого пары встретились и общались на разные темы. Исследователи отметили важную закономерность. Если студент «знал», что партнер относится к нему хорошо, то он разговаривал более доброжелательно и откровенно, реже спорил по отдельным вопросам. И после такого общения он действительно стал нравиться своему собеседнику. У тех, кому сообщили, что напарники их недолюбливают, результаты оказались противоположные.
Суть эффекта Пигмалиона
Описанную выше особенность человеческой психики Р. Розенталь назвал «самореализующимся пророчеством». Социолог Р. Мертон определил ее несколько иначе — самогипноз. Вот что собой представляет психологический феномен под названием «Эффект Пигмалиона». Личность узнает о «пророчестве», верит, что это правда и ожидает, что оно сбудется. (Учителя узнали о «способных» учениках, поверили в их высокий IQ и ожидали от них высоких результатов). Эти вера и ожидание определяют характер действий личности, корректируют ее поступки так, что «пророчество» действительно сбывается. (Из-за того, что учителя верили в способности учеников и ждали от них высоких результатов, они вели себя с ними иначе, преподавали более эффективно, вдохновляли и поддерживали их. В результате «пророчество» о высоких способностях выбранных детей в самом деле сбылось, они стали учиться лучше).
В общем случае схема «самореализующегося пророчества» выглядит так:
- Человек по какой-то причине «точно знает», что интересующее его событие будет иметь определенный (неважно, благоприятный или нет) исход. Он уверен, что все произойдет именно таким образом. Прочие версии даже не рассматриваются.
- Исходя из своей уверенности, человек неосознанно корректирует свои действия так, чтобы способствовать наступлению результата, в котором он уверен.
- Когда человек наблюдает за поведением других людей или сталкивается с их реакцией в пределах данного события, он интерпретирует полученную информацию с учетом ожидаемого финала.
- Событие заканчивается тем, что результат оправдывает ожидания. Происходит это во многом потому, что действия человека способствовали наступлению «предсказанного» исхода. «Пророчество» сбылось, уверенность получила реальное подтверждение. Круг замкнулся.
Розенталь сделал вывод, что мозг человека не разделяет желаемое и реальное. Если кто-то получает «пророчество» и представляет себе исход или произносит «про себя» словесные установки, то в мозг идут определенные сигналы. Для него мысли — такая же реальность, как и окружающая обстановка: дома, автомобили, деревья. Образы и слова для нашего подсознания являются частью материального мира. Поэтому они способны изменить поведение человека в сторону реализации полученного «пророчества».
Когда участники экспериментов были уверены в результате, они неосознанно действовали так, чтобы приблизить предсказанный исход. «Плюс» или «минус» — не имеет значения. Если человек «знает», что добьется успеха, он действует энергично, с уверенностью, мобилизует внутренние резервы и побеждает. Если же уверен, что его ждет фиаско, тогда он пассивный, действует с опаской, на каждом шагу принимает решения, которые ведут к поражению.
Применение эффекта Пигмалиона
Полезность эффекта Пигмалиона отметил преподаватель Гарвардской школы бизнеса Д. С. Ливингстон. Он писал, что продуктивность подчиненных во многом зависит от того, какие ожидания наблюдаются у руководителя. Если начальник считает, что его сотрудники умные, квалифицированные, энергичные, способные на решение сложных задач и всячески их поддерживает, то они будут работать с большой продуктивностью. Если же он думает о них, как о ленивых болванах и поминутно дает им это понять, то производительность окажется намного ниже. Также эффект Пигмалиона с большой пользой можно применять в сфере образования, медицине и других отраслях.
Это и есть ответ на вопрос, заданный в начале статьи, какой коллектив работает лучше и, главное, почему.