Сейчас уже никто не удивляется присутствию в социальных сетях бизнеса не только B2C, но и B2B. Но подходят ли эти каналы коммуникаций для компаний из узких ниш?
Например, для инвестиционных фондов, да еще и фокусирующихся только на нескольких сферах инвестирования (в нашем случае это преимущественно диджитал и IT).
И какие именно соцсети могут быть релевантны таким бизнесам? Исследуем вместе с PR Manager NetSolid Investments Олесей Наконечной.
Олеся Наконечная — специалист с 10-летним стажем работы во внешних коммуникациях. Основные навыки: разработка PR и коммуникационных стратегий, Media Relations, SMM, Copywriting.
Зачем инвестиционному фонду вести страницы в соцсетях?
Самая главная цель очевидна — рассказывать о Фонде и повышать его узнаваемость, ведь NetSolid Investments на рынке относительно недавно.
Мы знаем, что владельцы стартапов и фаундеры амбициозных проектов активно используют соцсети. И, среди других возможностей, именно там будут искать потенциальных партнеров или инвестиции. Потому мы еще до официального выхода в публичную плоскость начали думать над нашим SMM.
Прежде чем принять решение о выборе инвестора, фаундер анализирует многие факторы. Решающими могут стать разные.
Для кого-то важна сфера, в которой у инвестфонда наибольший опыт. То есть, представители трафик-проектов или iGaming поинтересуются глубиной нашей экспертизы именно в этих сферах. В частности, очень важна финансовая и юридическая поддержка, помощь в настройке операционных и HR-процессов, вовлеченность других экспертов. Всегда ценны положительные отзывы или кейсы от тех, кто уже работал с Фондом и вышел на новый уровень.
Некоторые принимают во внимание большое количество подписчиков, которые создают иллюзию популярности фондов, есть и те, кто просто заинтересовался рекламой. Но обычно наш фаундер — тот, кто направляет нам запрос на получение инвестиций по одной из программ — очень вдумчиво относится к выбору партнера/инвестора на основе собственных наблюдений. Он много времени уделяет изучению информации о Фонде, его особенностях, преимуществах, принципах работы, изучает все от А до Я и только тогда чувствует себя уверенным в своем выборе.
Поэтому нам важно презентовать Фонд по разным ракурсам. Ведь на сайте многое остается за кадром, а в соцсетях есть возможность показать все процессы: как мы работаем, с кем поддерживаем связи, что делаем для собственного бренда (логично, что сможем это предложить и стартапам), какие ценности исповедуем и т.д.
Через SMM мы доносим информацию о команде и каждой персоне, новых проектах, делимся исследованиями и полезной информацией, новостями рынка, отвечаем на вопросы.
Какие социальные сети мы используем:
- Facebook. Самая популярная в мире социальная сеть, которой пользуются представители всех сфер бизнеса. Открывает хорошие возможности пригласить к общению нужную нам аудиторию — лично и с помощью таргетинга по видам деятельности, интересам, географическим факторам и т.д. Получаем достаточно много трафика на сайт из этой соцсети.
- Instagram. Здесь ценим возможность рассказывать о деятельности Фонда с помощью визуальной информации, которая воспринимается легче текстов. Для этой соцсети адаптируем контент, часть текста размещаем на макетах. Пытаемся снимать видео. Очень любим формат сториз. В инстаграме у нас более живой контент. Преимущества инстаграм для увеличения охвата — хештеги, геолокация, возможность отмечать людей.
- LinkedIn. Лучший канал для непосредственного контакта с потенциальным партнером или кандидатом. Чаще всего используем его для поиска специалистов и экспертов в команду NetSolid и портфельных компаний.
- Twitter. Вместе с LinkedIn считается must have для серьезных международных B2B компаний. Мы тоже присоединились недавно, так что пока только тестируем для себя эту соцсеть и о результатах рассказывать рано.
Что касается TikTok, то мы наблюдаем, как эта платформа «вырастает» из чисто развлекательной сети для юношества и молодежи. Ведет собственный аккаунт в тиктоке, и довольно успешно, наш юрист Дмитрий Скумбрий @dmytro.skumbrii.
Корпоративной страницы Фонда в этой соцсети пока нет, но в будущем мы не исключаем и такой возможности. Так же, как рассматриваем и запуск канала NetSolid Investments на YouTube.
Что мы получаем от присутствия NetSolid Investments в SMM?
1. Повышаем узнаваемость бренда
Чем вы активнее в социальных сетях, тем больше шансов должны быть замечены. На это работает не только ваша креативная команда, но и алгоритмы самих платформ.
Случайно встретить официальный сайт, если вы используете только его в работе, для потенциального клиента или партнера практически невозможно. Ваш оригинальный пост вполне вероятно социальная сеть покажет заинтересованному лицу, ведь алгоритм подбирает материалы по интересам. Того, кого несколько раз увидели, обязательно вспомнят, когда возникнет потребность.
Также социальная сеть может сработать как сарафанное радио: о вас расскажут в нужное время заинтересованным людям.
Конечно, мы представляем Фонд не только через SMM, но и через публикации в медиа, участие в ивентах и т.д. Но и эти новости легче доносить через социальные сети: в постах и стразах. Таким образом, мы увеличиваем количество аудитории, охват для новости и несколько раз высвечиваем информацию.
2. Открываем двери для начинающих предпринимателей и экспертов, которые задумываются о собственном бизнесе
Фаундеры часто ищут единомышленников и партнеров именно в социальных сетях. Они создают собственные сообщества, вступают в группы, подписываются на каналы и страницы.
Поскольку мы показываем жизнь Фонда, как она есть, и даем простые советы, начинающим в бизнесе легче понять, кто мы и чем отличаемся.
Например, не каждый инвестор кроме денег дает экспертизу, да еще и такого качества и глубины. Благодаря поддержке наших экспертов предприниматель может сосредоточиться на своем продукте — на том, в чем разбирается лучше всего.
Остальное — а для создания бизнеса нужно еще многое знать, уметь и делать вовремя — обеспечиваем мы. Это как команда на аутсорсе, даже лучше. Мы предлагаем общий офис, всегда рядом и готовы помогать.
3. Строим имидж и отслеживаем собственную репутацию
В приемлемом для каждой соцсети формате показываем свои процессы, рассказываем о новых проектах, делимся достижениями.
На старте собственного дела многих талантливых людей мотивируют примеры успешных бизнесов. Но для успеха нужна не только идея, но и поддержка — большинство стартапов закрываются, потому что не получили ее, когда это было необходимо.
Мы показываем кейсы, которые уже сработали и сделали проекты прибыльными бизнесами. Даем советы по первым шагам в бизнесе, чтобы привлечь к решительным действиям.
4. Изучаем свою целевую аудиторию
В соцсетях мы много общаемся, отвечаем на вопросы или же задаем свои. Таким образом максимально изучаем информацию о своей аудитории, партнерах и коллегах. Получаем понимание, что можно улучшить в нашем сервисе, инвестиционных программах и предложениях.
5. Используем в качестве инструмента Recruting и строим HR-бренд
В соцсетях мы не только ищем новых специалистов и экспертов, но и пишем о своей команде: какие у нас люди, во что они верят, ради чего работают и чем увлекаются. Это более глубоко и понятно, чем просто перечислить корпоративные ценности.
Те, кто рассматривает Фонд как партнера или работодателя, могут сразу оценить, драйвит ли их то, что мы делаем или готовы с нами работать. Какая коммуникация, темп работы, ценности, энергия, люди в конце концов и т.д.
6. Підвищуємо трафік на сайт
Сейчас 20-25% пользователей заходят к нам именно из соцсетей.
Как у нас построен процесс:
PR-менеджер выбирает инфоповоды, а SMM-менеджер создает под них контент. Часто привлекаем к работе еще и дизайнера.
С чего начать, если ваша компания собирается в SMM?
1. Определите и правильно сформулируйте цели
Чем подробнее вы опишете цели, тем более понятными для вас будут способы их достижения. Цели должны быть конкретными, для долгосрочной можно запланировать несколько промежуточных. И обязательно определите критерии измерения выполненных задач: в количестве трафика, показателе вовлечённости, увеличении количества конверсий и т.д.
2. Проанализируйте целевую аудиторию и создайте портрет клиента
Будьте максимально подробными в определении, какой он — человек, к которому вы обращаетесь. Важно сразу знать не только возраст, пол, географическое местонахождение, но и ценности, культурный и финансовый уровень, предпочтения, мотивацию в соцсетях.
Зная все это, вы поймете, в чем можете быть полезны своей аудитории. Какие уникальные выгоды предложите ему от вашего общения. Ведь выбор партнера или покупка чего-либо — это всегда эмоциональное решение, это признание преимуществ вашего предложения.
3. Сделайте анализ конкурентов и похожих пабликов
Проанализируйте не только страницы конкурентов, но и паблики схожей и смежной тематики. И не только в своем регионе — хорошие примеры в США или Европе могут подсказать интересные форматы и решения. Исследуйте тщательно, чтобы получить больше идей.
4. Определите каналы
Присутствовать везде дорого, ресурсоемко и просто не нужно. Поэтому выберите наиболее подходящие соцсети.
5. Позиционирование и Big Idea
Хорошо продумайте свою глобальную идею перед стартом SMM. Big Idea должна не рекламировать преимущества компании или бренда, а давать ответ на болезненные вопросы целевой аудитории.
Важно, чтобы эти люди чувствовали, чем вы отличаетесь от других.
На этапе разработки позиционирования подумайте также о том, какие месседжи хотите доносить до своей аудитории. Как с ней будете общаться: хотя бы в общих чертах определите свой tone of voice.
6. Продумайте фирменный стиль и креативную концепцию
Чтобы вашу компанию узнавали, важно соблюдать корпоративные цвета, шрифты, стилизованные иконки и т.д. Разработайте шаблоны постов к разным рубрикам (лейауты).
7. Разработайте контент-план
Помните, что контент-план должен быть гибким. Вы можете продумать рубрикатор по дням недели, и не забывайте, что ситуативный маркетинг — очень мощный инструмент. Даже важнее остальных. Всегда следите за инфоповодами и реагируйте мгновенно.
8. Измеряйте результаты
Самая первая помощница в этом — аналитика в социальных сетях. Не забывайте и о Google Analytics: этот инструмент поможет оценить эффективность социальных сетей в привлечении пользователей на ваш сайт.
И на то, о чем сейчас нельзя умолчать
Ваша гражданская позиция. Ни одному бренду с начала войны не удалось состояться в хате с краю.
Если вы поддерживаете Украину в эти сверхтяжелые месяцы, изложите это: в описании профиля, био (инстаграм), на кавере или аватаре. Вовлечены в волонтерские инициативы или донатите — расскажите. Это имеет значение и это не пиар, ведь это может быть очень важным аргументом как для ваших партнеров, так и для участников команды — существующих и будущих. Для людей, которые образуют ваше сообщество, сейчас это самое важное проявление единства. Ведь часто компанию выбирают по ее ценностям.
Важно, что вы делаете больше, чем просто бизнес. А еще держите экономический тыл —– сейчас это бесценно.