Шринкфляция — это уменьшение количества товара по объему, весу или в штуках, при сохранении прежней стоимости. Размер и дизайн упаковки обычно остается прежним. Иногда считают, что в это понятие входит еще и снижение качества при сохранении отпускной цены, однако с подобной трактовкой согласны далеко не все специалисты. Также сюда не очень-то подходит вариант, когда цену указывают не за 1 кг, а за 100 г.
Слово «шринкфляция» позаимствовано из английского языка: to shrink значит «сжиматься», inflation — «инфляция». Синоним данного термина — даунсайзинг (англ.: даун — «вниз», сайз — «размер»). Правда, даунсайзинг употребляют не только в торговле, но также по поводу сокращения персонала в компаниях, снижения рабочего объема автомобильных ДВС при сохранении мощности и т.п.
Считается, что термин «шринкфляция» придумала в 2009 году экономист Филиппа Малгрен. Первыми данную технологию скрытого повышения цен начали применять американские компании в 1970-е годы прошлого столетия, когда производственные мощности страны были поражены жестокой депрессией.
Зачем это нужно?
Любой бизнесмен работает для того, чтобы получать прибыль. Она зависит от соотношения доходов и расходов. Первое определяется продажной стоимостью товара. Второе — затратами на его изготовление и реализацию. Даже при нормальной ситуации в стране расходы постепенно растут, из-за чего наблюдается «ползучее» повышение цен. В случае стагфляции (экономический спад и стагнация производства плюс инфляция местной валюты) положение резко ухудшается.
Но если стоимость товара подскочит, то люди перестанут его покупать. Это при Союзе торговали по принципу «берите что дают и платите сколько сказано». А в условиях рынка покупатели уйдут к конкурентам, это грозит катастрофой для предприятия. Что делать? Шринкфляция позволяет удержать клиентов и сохранить прибыль. К ней прибегают в случае:
- Заметного ухудшения состояния экономики в стране.
- Значительного роста себестоимости производства.
- То же — по затратам на реализацию.
- Резкого колебания цен по сезонам.
- Конкурентных войн.
- Получения ценовой премии.
- Продажи товаров постоянного спроса.
Почему это работает? Люди привыкли к «круглым» числам. Хлеб должен весить 1 кг, в бутылке кефира — 1 литр, в пачке сливочного масла — 200 грамм и т.д. Что произойдет, если в такую же точно бутылку налить 0,9 л, а в аналогичную упаковку завернуть 180 г масла? Покупатели редко читают мелкий шрифт на этикетках, большинство ничего не заметит. А когда разберутся, пройдет время, методика скрытого подорожания станет привычной. Главное — создается иллюзия стабильности. Раз ценники прежние то мало кто возмущается.
Доказательства шринкфляции на сайте boredpanda.com:
Хотя по существу это обыкновенное подорожание товара. Например, (цены условные) если 1 литр кефира стоит 30 грн., то за 1 грамм продукта надо заплатить: 30 / 1000 = 0,03 грн. Когда за те же самые 30 грн. предлагают 0,9 л, то 1 грамм уже будет стоить: 30 / 900 = 0,033 грн. То есть, имеет место реальное увеличение цены на 10%. И совсем неважно, как оно оформлено.
Насколько это законно?
Можно ли говорить о том, что шринкфляция — это нарушение закона и за нее надо наказывать? Ну хотя бы штрафовать, чтоб другим неповадно было. Нет. Производитель имеет право фасовать товар в любую упаковку, в любом количестве и продавать его по любой цене. Главное — чтобы на этикетке была указана правдивая информация. Это уже проблемы покупателей внимательно читать, что там написано и принимать решения. То есть, шринкфляция по существу является не преступлением, а банальной попыткой ввести людей в заблуждение, воспользовавшись их невнимательностью. Это даже нельзя назвать обманом, потому что на этикетке написано реальное количество товара. Но, благодаря тому, что упаковка осталась прежней, подобный «фокус» проходит очень часто.
Шринкфляция не считается маркетинговым инструментом стимулирования спроса, потому что ее применение не ставит задачу более полного удовлетворения потребностей населения. Здесь лишь одна цель — любой ценой удержать продажи на прежнем уровне. Конечно, люди не глупые, со временем падение реализации неизбежно. Но если сделать повышение цен неочевидным, то неприятности можно отсрочить и на этот период стабилизировать прибыль. На общие показатели инфляции в стране шринкфляция не влияет, доказано британскими экономистами.
Как объясняют такой прием производители? Никто не говорит, что выросли издержки, но не хочется терять покупателей. В таких случаях сообщают о новых ингредиентах, о том, что товар стал лучшего качества. Могут сказать, что это пожелания к фасовке от розничных торговых сетей. Или вообще забота о потребителях. Правда, попытки как-то оправдаться встречались лишь на заре «эпохи шринкфляции». Сегодня люди уже давно привыкли, что хлеб становится все легче, а кефира в бутылках все меньше, так что мало кто снисходит до объяснений.
Кто виноват и что делать?
Кто виноват в том, что сегодня в упаковке меньше товара, чем было вчера? Никто (если не считать вариант, когда производителю просто захотелось, как сказал классик, «деньжат по-легкому срубить»). Все упирается в ухудшение ситуации в экономике. Вот там и надо крайних искать. Повышается стоимость перевозок и электроэнергии, больше денег надо отдавать за сырье. Производитель вынужден поднимать отпускные цены, иначе неизбежно банкротство. А уж каким способом он это делает … ну, придумали шринкфляцию, чтобы народ не распугать, какое-то время спрос остается на прежнем уровне. За что обвинять?
Кто страдает? Потребитель, кто же еще? Выше было доказано, что шринкфляция — это банальное подорожание, только замаскированное. Да, за бутылку кефира 0,9 л семья заплатит те же самые деньги, что и за 1,0 л. Но содержимое выпьют быстрее, значит, покупать придется чаще.
Что делать клиентам в подобной ситуации? Вот несколько советов:
- Прежде всего, надо внимательно читать надписи на этикетках, не обращая внимание что упаковка такая же, как раньше. Там всегда правильно указаны вес, объем, количество.
- Пересчитывать вес на 1 килограмм, а объем — на 1 литр. Если надо — пользоваться калькулятором на мобилке. Только так можно определить, какая бутылка кефира дешевле — 0,825 л за 36 грн. или 0,9 л за 38 грн. (в данном случае — вторая).
- Выбирать. Есть три группы цен: премиум, средние и бюджетные. Речь не идет о том, чтобы покупать продукты более дешевого ценового сегмента, это грозит потерей качества. Но даже в пределах одной категории проводят акции, делают скидки. Если на рынок выходит новый бренд, он демпингует, чтобы завоевать покупателей.
Иногда советуют бойкотировать товары. А если все фирмы так поступают? Подавать коллективные иски? Ну-у, есть вероятность, что судья обяжет производителя писать вес или объем крупным шрифтом. Однако ни один суд не запретит компаниям уменьшать количество товара при сохранении упаковки.