Дональд Трамп, как и любой лидер «недружественного» к россии государства, стал объектом риторических издевательств в ведущих медиа. Это — системная практика российских пропагандистов. Они последовательно применяли и применяют ее в отношении западных политиков: Джо Байдена, Эммануэля Макрона, Бориса Джонсона, Ангелы Меркель и многих других. Даже те, кто на определенном этапе пытался вести диалог с Кремлем, в конце концов сталкивались с унизительной подачей в российском информационном пространстве.
Сейчас, в частности федеральное российское телевидение внутри своей страны прибегает к довольно резкой, пренебрежительной, насмешливой и саркастической риторике в адрес действующего президента США. Аналитики проекта War of Words исследовали, насколько часто появляются подобные сообщения на ключевых российских ТВ каналах.
Система с помощью искусственного интеллекта выделила около 14 000 упоминаний со словом «Трамп» за период с 18 февраля по 4 апреля 2025 года. Каждое седьмое упоминание Трампа — с сарказмом, насмешкой или пренебрежением. За полтора месяца это произошло 2009 раз, то есть в среднем 43 раза в день российская пропаганда использует слова Дональда Трампа или связанные с ним события, чтобы показывать россиянам — американский президент «двоечник в мировой политике», «нахал, хам, трамвайный», «как слон в посудной лавке», «он не должен быть в Белом доме, он должен быть в дурдоме», «он россию обманул, Трампушка не Есаул», «это политик новой волны, это вот такой застройщик-беззаконник, популист» и тому подобное.
Исследование показало большое количество негативно окрашенных сообщений в адрес американского президента. Больше всего булят Трампа на таких федеральных каналах: «россия-1», «Первый канал», «Звезда» и «НТВ».

Количество упоминаний слова Трамп в ироничном, саркастическом, пренебрежительном контексте на российских федеральных ТВ
Среди программ, в которых чаще всего насмехаются над Трампом, — «Время покажет» (Первый канал), «Вечер с Владимиром Соловьевым» (россия-1), «Открытый эфир. Ток-шоу» («Звезда»), «60 минут» (россия-1) и «Большая игра» (Первый канал).

Количество упоминаний слова Трамп в ироничном, саркастическом, пренебрежительном контексте на российских федеральных ТВ
Российское телевидение делает это с помощью лексики, которую хорошо воспринимают россияне. Например, они говорят о Дональде Трампе персональные образы («врет», «не краснеет», «рыжий») и преувеличения («каждый день новые идеи», «играет в путина», «неуспешный как бизнесмен»). Также используют дегуманизацию («неадекватный», «не понимает, что делает», «выглядит хуже, чем его рубашка», «типичный американец (то есть не знает ничего ни о чем)», «перестаратель») и контраст («Наши лидеры спокойные и деловитые, а там бегают с клюшкой по полю для гольфа»).
Кроме того, упоминая о Дональде Трампе, российские телеканалы:
- подменяют причинно-следственные связи: тарифная война Трампа = Великая депрессия;
- прибегают к культурным архетипам: «россия — крепость», «Запад — хаос»;
- показывают нерешительность США открыто выступать против сильной россии (например, объясняют, что Трампа в Британии изображают «дурачком», который не способен вести жесткие переговоры против путина);
- говорят, что путин видит Трампа как «легкую добычу»;
- подключают культурный код, понятный российскому зрителю, создавая дополнительное ощущение «мы свои», «мы умнее» («Рудые кудри, Шура…» — отсылка к «Золотому теленку» Ильфа и Петрова, что углубляет эмоциональный эффект без прямой агрессии).
Общая цель российской пропаганды в отношении Дональда Трампа заключается в том, чтобы показать президента Америки слабым, неподготовленным и уязвимым на переговорах. В противовес на российском ТВ говорят, что путин контролирует ситуацию и использует Трампа в собственных интересах, а западные партнеры считают переговоры рискованными из-за неспособности американского президента принимать стратегические решения. Россия пытается позиционировать себя как единственную «зрелую» сторону в переговорах. Психологически готовит своего зрителя к мысли, что проигрыш США неизбежен.
«Комплексная риторическая стратегия россии заключается в том, чтобы быстро закрепить в сознании своих граждан простую картину мира: «свои — сильные», «другие — клоуны или жертвы». Пропаганда целенаправленно использует негативную эмоциональную окраску, высмеивание и дегуманизацию, чтобы сформировать предвзятое отношение к оппонентам, среди которых есть в том числе американский президент, и вызвать отвращение к альтернативным точкам зрения. Это не просто информационная атака — это психологическая операция, которая призвана создать впечатление неотвратимости победы россии еще до того, как приняты какие-либо реальные решения. Таким образом формируется параллельная реальность, где любое сопротивление выглядит бессмысленным или обреченным»,
— отмечает Владимир Бородянский, основатель сервиса исследования российской пропаганды War of Words, бывший министр культуры, молодежи и спорта Украины.
War of Words — первый англоязычный инструмент на основе искусственного интеллекта с 12-летним архивом российской пропаганды, который обновляется ежедневно, что позволяет анализировать более 100 000 часов аудио- и видеоконтента с ТВ, Telegram или RuTube всего за несколько кликов.