«Ты должен всегда заканчивать то, что начал, иначе ничего не добьешься в жизни», говорили нам родители и были правы. Но в начале ХХ века Б. В. Зейгарник (1900-1988) доказала, что оставить какую-то работу недоделанной — это не всегда плохо. Разумеется, речь не идет о том, что надо быть расхлябанным и безответственным. Тогда что же имеется ввиду?
Эффект Зейгарник гласит, что мозг запоминает неоконченную работу намного лучше, чем полностью завершенную. То есть, закрытый гештальт и незакрытый имеют для него разную степень значимости. Наш «центр управления» сильнее фокусируется на том, что человек еще не довел до конца, чем на уже сделанном.
Как это работает
Одним из важных понятий «Теории поля» К. Левина (1890-1947) является «когнитивная напряженность». Она возникает в результате любого взаимодействия между людьми или между человеком и предметами в ходе работы. С учетом этого термина:
- В момент начала выполнения какого-либо задания в мозгу возникает напряжение.
- Это напряжение действует до тех пор, пока дело не сделано. Оно является одним из внутренних стимулов, побуждающим к его завершению.
- Если работа прервана «на полпути», то напряжение не исчезает. Оно продолжает влиять на мыслительные процессы (человек испытывает неудовлетворенность, беспокойство и т.п.) и, как следствие, на поведение работника, побуждая его закрыть гештальт.
- В момент завершения задачи когнитивная напряженность уходит, появляется удовлетворение от сделанного.
Если то же самое выразить простыми словами, то неоконченная задача либо неосуществленное намерение активирует тревожное беспокойство, оно подталкивает к ее завершению. Как результат, эта проблема запоминается намного сильнее, чем финализированная, о которой можно не волноваться. (Подобное беспокойство К. Левин назвал «динамической системой», а Б. Зейгарник — «аффективной активностью»).
История открытия эффекта Зейгарник
Б. В. Зейгарник
Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9.11.1900 года в г. Пренай (Литва). Училась в Берлинском университете. Там же под руководством К. Левина защитила дипломную работу, в которой был описан эффект, позже названный ее именем. Б. Зейгарник является основательницей клинической патопсихологии и автором научных трудов в этой области. Принимала активное участие в создании факультета психологии в МГУ. Лауреат премий им. К. Левина и им. М. В. Ломоносова. Доктор педагогических наук.
Официант с интересными способностями
Выдающийся психолог своего времени, преподаватель Берлинского университета Курт Левин любил проводить семинары не в скучных аудиториях, а в оживленных кафе. Там можно было прослушать новый материал, подискутировать и, заодно, неплохо пообедать. Во время одного из таких занятий одна из студенток (Зейгарник) обратила внимание на необычное поведение официанта. Он никогда не записывал заказы, несмотря на то, что встречались достаточно большие, нередко еще и с дополнительными пожеланиями.
Курт и Блюма попросили молодого человека подойти к их столику и перечислить все, что они ему заказали ранее. Он незамедлительно и в точности выполнил просьбу. Оказывается, он прекрасно помнил заказы во всех деталях — но только неоплаченные. А те, по которым уже были получены деньги, он быстро забывал. Этот случай натолкнул на мысль, что законченное и незаконченное действия имеют для мозга разное значение.
Исследования
Для подтверждения теории Блюма Вульфовна провела серию экспериментов. В одном из них (1927 г.) двум группам участников дали несложные задания: решить задачу, построить домик из коробочек, слепить фигурку из глины, собрать головоломку и т.п. Условия по группам были аналогичные, с одной лишь разницей. Первой каждое дело позволяли доводить до конца, а второй — нет. Притом, работу прерывали, когда респондент был максимально погруженным в нее и уже понял, как надо сделать, но еще не видел конечный результат. Потом объявляли длительную паузу, после которой руководитель просила по памяти перечислить задания. Результаты второй группы оказались на 90% лучше, чем первой.
Зейгарник сделала вывод, что неосуществленное намерение создает аффективную активность. Она постоянно воспроизводит в сознании незавершенное действие — возбуждает «навязчивые мысли», направленные на то, чтобы закрыть гештальт. Это логично, наш мозг всегда инстинктивно стремится к целостным, законченным образам, и вообще от выполненного задания человек получает удовольствие.
Психолог из США М. А. Овсянкина (1898-1993) проводила эксперименты на данную тему и дополнила выводы Зейгарник. Здесь также участники решали простейшие задания (собирали фигурки). Незадолго до окончания процесса она просила респондентов прерваться и выполнить какие-нибудь совершенно иные действия, а неоконченные фигурки накрывала листами бумаги. А потом, сославшись на какую-нибудь причину, выходила из комнаты. В 86% случаев респонденты, после завершения отвлекающего задания, возвращались к собиранию фигурок (эффект Овсянкиной).
Когда К. Левин узнал об этом, он был возмущен. Как же так, взрослые люди — и вдруг возвращаются к собиранию каких-то бессмысленных фигурок. Впоследствии он понял, что незавершенная задача превращается в квазипотребность и создает психоэмоциональное напряжение, которое необходимо снять, то есть, окончить дело.
С 1927 года и до наших дней на эту тему было много исследований, равно как и выдвинутых гипотез (Гатри и Богославский, 1941; Розенцвейг, 1943; Аплер, 1946; Гликсмен, 1949; Аткинсон, 1953; Мослер, 1977и др.). В частности, определены условия, которые способны снизить эффект:
- Оплата за конкретную задачу или почасово.
- Личная заинтересованность респондента.
- Большое число незавершенных задач.
Так что, если кто-то работает с восьми до пяти с почасовым тарифом, то в отношении него данный эффект вряд ли будет иметь место.
Практическое использование
Пожалуй, чаще остальных эффект Зейгарник применяют маркетологи и журналисты. Каждый хоть раз видел в разделе новостей или на главной странице интернет-магазина сниппет, состоящий из заголовка и пары строчек (или только заголовок), которые оканчиваются многоточием на самом интересном месте. Ну как тут не перейти! Похожий прием используют в многосерийных фильмах и литературных произведениях в формате «продолжение следует».
Эффект Зейгарник поможет и в борьбе с прокрастинацией. Если Вы все время откладываете нужное дело «на завтра», то рекомендуется действовать по схеме:
- Заставить себя начать работать, пусть даже «через силу».
- Когда придет чувство увлечения процессом, остановиться.
- Вернуться к этой же задаче на следующий день.
Так будет намного лучше, чем «тупо вкалывать до упора». Эффект Зейгарник может сделать более результативным процесс обучения. Вместо того, чтобы «заталкивать» информацию в мозги путем непрерывной зубрежки, лучше просматривать ее, делая время от времени перерывы, во время которых заниматься чем-то другим. А потом — снова возвращаться к учебнику. Таким способом запоминается намного больше материала.