Профессор Преображенский настоятельно не рекомендовал читать советских газет до обеда, и не совсем понятно почему. Видимо, тут дело не в газетах, а в характере материала вообще. Не стоит употреблять некачественную информацию, и тем более — в неправильной форме. Читайте после обеда и такие СМИ, что не разрушают организм.
Эта статья о новостной интернет-кухне, тенденциях, развитии, что читать и что не читать вообще.
Сейчас, на волнах локдаунов и карантинов, актуализировалась тема о том, как должны выглядеть последние новости Украины, чтобы их читали. И проблема не в теме вируса, которая уже пару лет позиционируется как актуальная. Даже не в том, что публиковать, и какую информацию дать читателям сегодня или завтра. Вопрос шире — в современной модели новостной службы. Какой должна быть система новостей, какие есть критерии эффективности, и в какой форме подавать события, чтобы хотелось о них узнать из конкретно взятого источника.
Почему важен вопрос новостей
Люди стали больше времени проводить дома, появилось время на то, чтобы потреблять колоссальное количество данных. Среди медиахолдингов, новостных порталов и отдельных блогеров идет жесткая конкуренция за внимание аудитории, кошельки рекламодателей и сердца лояльных сторонников. И последнее — важный момент! — собрать постоянную аудиторию означает обеспечить более-менее стабильное будущее. То есть война идет за лайки в короткой перспективе, и подписчиков — в долгой.
(Если заинтересовались — посмотрите книгу Саймона Купера «Футболономика», там весело и подробно расписано, что лояльная аудитория — это то, что кормит каждый день.)
Работа с информацией
Есть несколько принципов, которыми должны руководствоваться журналисты и СМИ традиционной школы:
- Давать актуальную информацию, потому что устаревшая никому не интересна.
- Давать правдивую информацию.
- Новости должны быть важны и интересны для читателей.
- Данные должны быть понятными и доступными для аудитории.
- Преподносить нужно отстраненно и сухо, без личностных оценок и мнений.
- Избегать жаргонизмов и просторечий.
- Хорошо, когда в новостной ленте фигурируют известные личности.
- То, что происходит близко, важнее того, что далеко.
- Острые и негативные новости воспринимаются сильнее, чем положительные.
Обратите внимание: все эти моменты вполне обоснованы и понятны при взвешенном подходе, но есть несколько, но. Для многих блогеров и СМИ современного типа на первое место выходит фактор вирусной популярности, и связанный вместе с ним хайп.
Острые темы, как индикатор качества СМИ
Хайп — это дешевая, зачастую искусственная шумиха вокруг людей, событий или явлений. Отличается от горячих новостей или сенсаций низким интеллектуальным уровнем и искусственностью.
Хайп может возникнуть естественно, или быть спровоцирован и раздут. Например, произошло что-либо, потом, заинтересованные люди подняли шумиху и раскрутили общественное мнение.
Естественный — это когда один политик (футболист, актер) поставил синяк другому, потом возник скандал и так далее.
Искусственный — это спектакль с подготовкой, ролями и актерами. Так было с приездом девочки на заседание ООН, где она якобы говорила от имени своего поколения о воздухе и проблемах экологии. С самого начала ясно, что это был спектакль, но он получил широкий резонанс. Это пример спектакля, который перерос в хайп и стал одним из составляющих экологического вопроса, постепенно раздуваемого в сети.
Конечно, защищать природу нужно, другое дело, какими методами и за счет чего.
Наиболее хайповые темы нашего времени — это ЛГБТ, экология, права женщин, вирус, переселенцы и цветные. У каждой из них есть лобби, аудитория «за» и «против». Если хотим шумиху — можно брать и писать, чем ярче — тем лучше.
Так вот, качественные СМИ отличаются от некачественных тем, как они эксплуатируют хайповые темы. Если на сайте СМИ много острых тем, да еще преподнесены довольно шумно — будьте внимательны.
Эмоции или аналитика
Одно и то же событие можно преподносить эмоционально, или отстраненно и выверено, то есть аналитически.
Эмоции — это то, что позволяет относительно легко отключать разум аудитории и под этим соусом скармливать сомнительную информацию. Эмоциональная журналистика криклива, бестолкова, но эффективна
Голая аналитика — говорит языком цифр, это математика, плюс логика. Читать такие статьи зачастую не интересно, если вы не профессионал в конкретной отрасли. Аналитика стремится свести мнение автора к минимуму и преподносить объективно.
Искусство журналистики заключается в том, чтобы совмещать эмоции и цифры, не отключая разум и делая материал интересным.
Сайт новостей или блогеры
Новостные ресурсы можно условно поделить на профессиональные и любительские, то есть блогерские. Причем нужно помнить, что среди блогеров есть значительное количество журналистов-профи, которые делают новостной контент на постоянной основе. А порталы зачастую используют блоггинг, чтобы разбавить официоз, развлечь читателя и привнести эмоциональность.
В чем тут секрет? Люди — существа социальные, им интереснее слушать анекдоты, чем читать. То же самое относится к новостям. Отчасти они — повод для коммуникации и общения.
Блогер — это другой человек. Просмотр или чтение его контента имитирует дружеский обмен новостями. Здесь есть личное мнение, эмоции, задушевность и хайп. И зачастую это то, что нужно, чтобы разбавить газетные колонки и сделать их живыми.
Именно поэтому Фейсбук, как новостной портал, набирает популярность. Уже сегодня сотни миллионов людей читают и смотрят блогеров. И новостные порталы, которые хотят успешно конкурировать с соцсетями, должны учитывать этот момент.
Ну и в конце нужно сказать, что качественная журналистика — в искусстве смешивать факты и эмоции и подавать таким образом, чтобы было интересно, объективно и не пошло. Какие СМИ в будущем будут наиболее востребованы? Думаю, — разные, устав от хайпов, аудитория вернется к более спокойным новостям, но будет уже совсем другая история…