E-commerce (электронная коммерция, от англ. electronic commerce) — это электронная покупка или продажа товаров через онлайн-сервисы или через интернет. За последние несколько лет электронная коммерция стала неотъемлемой частью глобальной системы розничной торговли (Retail). Retail (розничная торговля) — процесс продажи потребительских товаров или услуг покупателям через несколько каналов распределения с целью получения прибыли. Розничные торговцы удовлетворяют спрос, определенный через цепочку поставок. Термин «retailer» (розничный торговец) обычно применяется, когда поставщик услуг выполняет небольшие заказы многих лиц, которые являются конечными пользователями, а не крупные заказы небольшого числа оптовых, корпоративных или государственных клиентов.
Как и во многих других отраслях, розничная торговля претерпела существенные изменения после появления интернета, и благодаря продолжающейся цифровизации современной жизни потребители практически из всех стран теперь получают выгоду от онлайн-транзакций. Поскольку доступ к интернету и его распространение стремительно растут во всем мире, количество покупателей цифровых технологий во всем мире продолжает расти с каждым годом. В 2019 году около 1,92 миллиарда человек приобрели товары или услуги в интернете. В том же году объем продаж E-commerce во всем мире превысил 3,5 триллиона долларов США, и, согласно последним расчетам, рост E-commerce в будущем ускорится еще больше.
Ведущие мировые интернет-магазины
Пользователи интернета могут выбирать из различных онлайн-платформ для просмотра, сравнения и покупки необходимых им товаров или услуг. Хотя некоторые веб-сайты специально нацелены на клиентов B2B (business-to-business), индивидуальным потребителям также предоставляется огромное количество цифровых возможностей. По состоянию на 2020 год на онлайн-торговые площадки приходится самая большая доля онлайн-покупок во всем мире. В мировом рейтинге интернет-магазинов розничной торговли по посещаемости лидирует Amazon. Гигант электронной коммерции из Сиэтла, предлагающий электронную розничную торговлю, компьютерные услуги, бытовую электронику и цифровой контент, зарегистрировал в июне 2020 года более 5,2 миллиарда уникальных посетителей. Однако по валовой стоимости товаров (GMV) Amazon занимает третье место после Китая, конкуренты Taobao и Tmall. Обе платформы управляются Alibaba Group, ведущим поставщиком онлайн-торговли в Азии.
Согласно Statista.com, 63 процента онлайн-покупателей переходят на Amazon, чтобы начать поиск товаров.
Мобильная связь увеличивает мировой трафик электронной коммерции
Одна из самых заметных тенденций в мире электронной коммерции — это беспрецедентное использование мобильных устройств. В 2019 году на смартфоны приходилось более 67 процентов всех посещений розничных веб-сайтов во всем мире. Поскольку внедрение мобильных устройств идет быстрыми темпами, особенно в регионах, где отсутствует другая цифровая инфраструктура, мобильная интеграция будет по-прежнему определять покупательский опыт в будущем. M-commerce (Mobile commerce — мобильная коммерция) особенно популярна в странах Азии: где генерируется до 65 процентов общего объема онлайн-транзакций через мобильный трафик.
Продажи мобильной розничной торговли как процент от розничных продаж электронной коммерции во всем мире с 2016 по 2021 годы, Statista.com:
Эта статистика дает информацию о доле продаж мобильной розничной торговли в процентах от общих розничных продаж электронной коммерции во всем мире с 2016 по 2021 год. Ожидается, что в 2021 году 72,9 процента всей розничной электронной торговли будет генерироваться через мобильную коммерцию, по сравнению с 58,9 процента в 2017 году. Развивающиеся рынки электронной коммерции в странах, ориентированных прежде всего на мобильные устройства, являются важной движущей силой этой тенденции.
Влияние COVID-19 на индустрию онлайн-покупок
Пандемия коронавируса (COVID-19) продолжает оказывать значительное влияние на электронную коммерцию и поведение потребителей в Интернете по всему миру. Поскольку в начале 2020 года миллионы людей остались дома, чтобы сдержать распространение вируса, цифровые каналы стали самой популярной альтернативой переполненным магазинам и личным покупкам. В июне 2020 года мировой розничный трафик электронной коммерции достиг рекордных 22 миллиардов посещений в месяц, причем исключительно высокий спрос на повседневные товары, такие как продукты питания, одежда, а также розничные технические товары. То, как использование Интернета, покупательские привычки и общее будущее рынка электронной коммерции будут выглядеть в 2021 году и в последующий период, во многом будут зависеть от распространения COVID-19.
По мере того как все больше и больше городов и регионов по всему миру принимают меры изоляции, потребительские модели меняются, отражая новые потребности и способы приспособиться к изменившейся реальности. Согласно Сontentsquare.com, влияние коронавирусной пандемии на онлайн трафик по отраслям:
Влияние на сделки по отраслям:
Общая статистика E-commerce
Отчет о глобальном опросе потребителей за 2019 год предполагает, что инвестирование в качество обслуживания клиентов должно быть приоритетом для бизнеса. Помимо измерения ROI (рентабельности инвестиций), компании также должны начать измерять ROX (рентабельность опыта) и определять, как повышение удовлетворенности клиентов масштабирует их бизнес. Согласно 99firms.com к 2040 году более 95% всех покупок будет осуществляться через электронную торговлю:
- Самый быстрорастущий рынок E-commerce в мире — это Китай.
- К 2021 году M-commerce займет 72,9% рынка E-commerce.
- Большинство онлайн-клиентов предпочитают расплачиваться кредитной картой.
- Около 51% онлайн-покупателей совершают покупки через смартфоны.
- В мире насчитывается более 2 миллиардов цифровых покупателей.
- В мире насчитывается от 12 до 24 миллионов сайтов E-commerce.
- Ожидается, что к 2021 году глобальные продажи E-commerce B2C достигнут 4,5 триллиона долларов.
- Самый быстрый рост розничной электронной торговли в период с 2018 по 2022 год ожидается в Индии и Индонезии.
- Розничные продажи E-commerce составили 14,1% мировых розничных продаж в 2019 году
E-commerce маркетинг и исследования
DigitalCommerce 360 провела опрос о поведении клиентов в 2019 году. Исследование показало, что 61% опрошенных участников не сравнивают магазины на другом веб-сайте, когда находят продукт, который им нравится. Бесплатная доставка играет решающую роль для онлайн-покупателей. Второй по важности фактор — это простота доставки, за которой следует стоимость возврата. Причина номер один, по которой потребители решают делать покупки на торговой площадке, а не в розничном магазине, — это ценник. Другими решающими факторами являются бесплатная доставка или доставка со скидкой, скорость доставки и широкий ассортимент товаров.
Как предприятия электронной коммерции зарабатывают постоянных клиентов? Исследования показывают, что клиенты хорошо реагируют на заслуживающий доверия клиентский опыт. От удобных страниц продукта и полезного обслуживания клиентов до прозрачных сборов за доставку. Чтобы привлекать клиентов, предприятия E-commerce обращаются к различным маркетинговым каналам. По информации Digitalthirdcoast.com:
- Продавцы получают в среднем 23% своих доходов от партнерского маркетинга.
- Самый эффективный метод генерирования трафика в магазин электронной коммерции — это контекстная реклама.
- На поисковый трафик приходилось 65% всех сеансов электронной торговли. Из них 33% было создано за счет обычного поиска, а 32% — за счет платного поиска.
- В исследовании 46 000 покупателей 73% использовали несколько каналов для совершения покупок.
- 64% интернет-пользователей с большей вероятностью купят товар в интернете после просмотра видео.
- Потребители, вероятно, потратят на 47% больше, если к ним будет индивидуальный подход.
- 24% маркетологов B2C утверждают, что платный поиск оказывает наибольшее влияние на доход от всех цифровых тактик.
- 40% продавцов используют социальные сети для увеличения продаж.
- В 2019 году 30% покупателей заявили, что готовы покупать товары в социальных сетях.
- Facebook используется в 53,1% времени для входа в социальные сети в приложениях и на веб-сайтах, чтобы упростить E-commerce.
- Около 66% компаний с более чем 100 сотрудниками используют Twitter как часть своего маркетинга.
- Интернет-магазины с присутствием в социальных сетях видят на 32% больше продаж, чем те, у кого их нет.
- 74% потребителей полагаются на свои социальные сети при принятии решений о покупке.
- Только 12% потребителей «сильно» доверяют рекомендациям инфлюенсеров. В то время как 47% покупателей говорят, что они «очень» доверяют рекомендациям друзей и семьи.
Вывод
Произошел сдвиг спроса от обычной розничной торговли к электронной коммерции. Кризис COVID-19 ускорил распространение E-commerce за счет новых фирм, клиентов и типов товаров. Он предоставил клиентам доступ к большому разнообразию товаров, не выходя из дома, и позволил фирмам продолжать работу, несмотря на различные ограничения.
Транзакции E-commerce во многих странах частично перешли от предметов роскоши и услуг к предметам повседневной необходимости, актуальным для большого числа людей.
Некоторые из этих изменений в ландшафте электронной коммерции, вероятно, будут носить долгосрочный характер в свете возможности новых волн эпидемии, удобства новых покупательских привычек, затрат на обучение и стимулов для фирм извлекать выгоду из инвестиции в новые каналы продаж.
Для потребителей резко обострились системные проблемы, связанные с подключением, финансовой доступностью, навыками и доверием (например, цифровая безопасность, конфиденциальность и защита потребителей). Для решения этой проблемы необходимо на уровне государства распространить доступную и качественную широкополосную связь на сельские районы и районы с недостаточным уровнем обслуживания, повысить финансовую доступность, а также укрепить доверие и приобрести навыки для участия в электронной торговле. Необходимо содействовать участию наиболее уязвимых слоев населения в электронной торговле, например, путем внедрения программ доставки на уровне сообществ для пожилых людей и зарезервированных мест для доставки. Обеспечивать защиту уязвимых потребителей от недобросовестной деловой практики и небезопасных товаров.
Поддерживать создание инновационных бизнес-моделей электронной коммерции, гарантируя, что нормативно-правовая база останется достаточно гибкой для сочетания онлайн- и офлайн-бизнес-функций. Снижение неопределенности нормативных требований и повышение прозрачности за счет обмена информацией.