Слово «Инфлюенсер» происходит от англ. «influence» и означает «влиять». Речь идет о человеке, мнение которого имеет вес в определенных кругах. Точнее, в социальных сетях, для его целевой аудитории. Это могут быть Instagram, Facebook, YouTube, Twitter, TikTok. При этом есть тонкость: не всякого блогера можно назвать инфлюенсером. Например, люди, которые развлекают публику, как лидеры мнений имеют некоторые ограничения, а вот те, кто пытается анализировать и делать выводы — пользуются большим авторитетом. Естественно, все это с некоторым допущение, потому что из истории мы знаем, что как минимум два президента государств вышли из актеров.
Пример инфлюенсера от блоггинга и журналистики — Юрий Дудь. Его фильмы и интервью набирают миллионы просмотров и значительно влияют на аудиторию. Это видно из реакции зрителей на видео, и общественный резонанс.
Подобная ситуация у многих: аудитория есть, контент они делают сами, так почему бы бизнесу не использовать их «мощности» для своей пользы? Только здесь важно найти инфлюенсера, сотрудничество с которым принесет максимум отдачи.
Почему любят блогеров, и что дают инфлюенсеры
Почему выгодно сотрудничать с блогерами? Потому что аудитория повторяет то, что ей говорят. Важнейший момент — психологическая зависимость. Люди все-таки приматы, а значит склонны повторять модели поведения тех, кого считают «альфа особями». Это особенно заметно у молодежи, которая традиционно тянется за вожаками.
Инфлюенсер поможет:
- повысить лояльность к компании;
- увеличить востребованность товаров и услуг;
- повысить продажи, а значит и доход;
- поправить авторитет бренда при репутационных проблемах.
Все это работает при одном условии — блогер полностью соответствует имиджу и ценностям бренда. Не имеет смысла продвигать виски на канале по йоге, а парню-инфлюенсеру, которому 17 лет, рекламировать товары для многодетных матерей.
Лояльная аудитория — то, что нужно любому бренду. Именно такие покупатели поддерживают компанию, когда все плохо. Они способствуют стабильности уровня продаж, а значит и доходов, не смотря на повышение стоимости товаров или другие коллизии рынка.
Особенно активно используют инфлюенсеров для рекламы новых товаров и услуг. Это важная задача, потому что в подобных ситуациях нужно не только продвинуть, но и сформировать ценность продукта. Логика заключается в том, что нужно заявить о товаре, а потом увеличить продажи на рынке.
Работа на авторитет бренда, а также исправление возможных проблем и недочетов —ответственная работа. Если планируете взаимодействие такого рода, обратите внимание на подготовку инфлюенсера, потянет ли он ее интеллектуально.
Какие есть инфлюенсеры, особенности и классификации
Влиятельных блогеров систематизируют по размерам аудитории:
- Мега — более 1 млн., это относительно узкая прослойка, обычно это или сложившиеся специалисты в своей отрасли (спортсмены, журналисты) или случайные персонажи, которых подняла волна хайпа ТикТока. Также среди мегаинфлюенсеров встречаются еще не очень понятные люди, набравшие подписчиков в новых жанрах. Например, пару лет назад в тренде были ролики с детскими играми, и на этой волне происходили чудеса, например Like Nastya 86,7 млн. подписчиков. Просмотров столько, что это не снилось никаким Дудям.
- Макро — от 40 тыс. подписчиков, зачастую, это специалисты в каких-либо направлениях. Для сотрудничества они могут быть более перспективными чем «миллионники», потому что аудитория лучше сегментирована. Да и найти готовых к сотрудничеству блогеров будет проще.
- Микро — до 40 тыс., но микро не значит хуже. Некоторые малые инфлюенсеры приносят больший доход чем звезды, при том, что зачастую работают почти бесплатно.
- Нано — до 1 тыс., у них небольшой охват, но в специфических нишах может оказаться что это именно то, что нужно. Второй вариант — 10 нано могут быть более полезными, чем большие, но не специализированные блогеры.
Еще одна классификация — по соцсетям, это важно, потому что у каждой есть свои особенности, плюсы и минусы:
Популярность и особенности соцсетей 2021
По статистике Google, ТОП соцсетей в 2021 году выглядели вот так:
- TikTok;
- Facebook;
- YouTube;
- Twitter;
- Instagram;
- Snapchat;
- Reddit;
- Pinterest;
- LinkedIn;
- Quora;
Для продвижения товаров или услуг в нашем сегменте интернета актуальны 1,2,3,5, ну и, может быть, 9-й номера.
На первое место по количеству подписчиков вышел TikTok, к которому у многих есть предубеждения, основанные на том, что там очень сложно подобрать целевую аудиторию. И это действительно проблема, в ТикТок имеет смысл продвигать только самые популярные товары и услуги, то, что подходит всем и особенно людям до 30 лет. Это может быть одежда, бижутерия, гаджеты, но в любом случае рекомендуем воспринимать эту соцсеть как «стрельбу по площадям». И не рекомендуем рассчитывать на успешное продвижение интеллектуальных продуктов. Скорее всего, здесь имеет смысл сотрудничать с инфлюенсерами, у которых большие аудитории.
Facebook — сеть с гигантскими коммерческими возможностями, но считается, что люди приходят сюда общаться, а не покупать товары и услуги. Конечно, миллионы брендов продают в ФБ, но в каких нишах и насколько эффективно — нужно изучать и пробовать. Ну и популярный вариант — страничка в Facebook как брендовая визитка для коммуникации и решения имиджевых задач. В таком варианте инфлюенсеры (и сотрудничество с ними) могут быть весьма полезными.
YouTube — универсальная сеть, где основной тип контента — видео. Аудитория — широкая, есть блогеры всех направлений: ведущие обзоров, эксперты в любых областях, специалисты по моде, музыканты, путешественники, журналисты. В Ютубе сейчас не работает только ленивый. В зависимости от ниши можно подобрать толковых инфлюенсеров и эффективно сотрудничать.
Instagram — перспективная сеть, благодаря высокой посещаемости и большому числу активных подписчиков. Целевая аудитория — от 25 до 36 лет. Здесь востребовано все, что можно сфотографировать, или о чем можно снять короткий видеоролик. Многие инфлюенсеры продвигаются в четко очерченных сферах, поэтому несложно найти тематических блогеров.
Какую выбрать соцсеть? Исходя из особенностей товаров и услуг, проведите анализ конкурентов, посмотрите, где находятся наиболее успешные коллеги и сделайте также, но лучше.
Да и не обязательно замыкаться на одной, если есть возможность, тестируйте разные каналы продвижения.
Перед сотрудничеством
Прежде чем перейти непосредственно к сотрудничеству, нужно:
- Прописать маркетинговый портрет целевой аудитории и данные по продукту. Это можно сделать в виде таблицы, любой интернет-маркетолог без особого труда решит эту задачу.
- Отталкиваясь от портрета ЦА и специфики продукта, можно определить, какие соцсети имеет смысл штурмовать прямо сейчас, а какие лучше отложить на потом.
- Найти подходящих инфлюенсеров с нужной целевой аудиторией и договориться о сотрудничестве.
- Изучить репутацию блогеров, чтобы потом не пожалеть, что связались с ними.
Сколько и каких инфлюенсеров стоит привлекать?
Это маркетинговый и философский вопрос. Ответ на него будет зависеть от финансирования и объема маркетинговой кампании. Есть формула 101, по которой рекомендуют договариваться с:
- суперзвездой;
- 10 больших блогеров;
- 90 мелких.
А что делать, если нет средств на такую кампанию? Не искать блогеров вообще? Думаю, имеет смысл тестировать и искать свое «золотое сечение» и идеальное количество блогеров.
Виды рекламы у инфлюенсеров
Рекламные вставки и ролики
Это очень популярный вид контента для продвижения, некоторые блогеры сами придумывают сценарии и довольно профессионально делают вирусный контент. Хорошо, если вместе с этим вы сможете настроить рекламную кампанию на аудиторию инфлюенсера. Это поднимет просмотры и популярность видео.
Обзоры и распаковки
Популярный вид рекламы, рассчитанный на уже подогретую, заинтересованную аудиторию. Причем многие мелкие блогеры готовы работать за товары, которые им присылают. Это выгодно для всех.
Скрытая реклама
Нативная, скрытая реклама (product placement) — прием, позволяющий неявно рекламировать что-либо. При этом зритель замечает товар и интересуется. Скрытая реклама хорошо себя зарекомендовала и работает вполне эффективно.
Лицо бренда и амбассадорство
Инфлюенсер, который все время ходит в кроссовках одной фирмы и всячески это демонстрирует, скорее всего, является представителем бренда. Отличие амбассадора от лица бренда в глубине сотрудничества, но смысл один.
Проекты
Проекты продвижения товаров и услуг могут сильно отличаться, их размер и количество привлеченных инфлюенсеров зависят от фантазии маркетологов и бюджета кампаний. Если вдруг значительное количество блогеров пишут общий тег или перепосчивают схожий контент, скорее всего, это и есть масштабный проект по рекламе чего-либо.
Вместо заключения
Чего НЕ нужно при работе с инфлюенсерами:
- Работать с плохо проработанным портретом целевой аудитории, например, фразы «преуспевающие мужчины от 25 до 35» катастрофически мало. Чтобы хорошо продавать в соцсетях, нужно знать о ЦА все — чем живут, что едят, какую музыку слушают, сериалы смотрят и какие шутки шутят. И эта информация должна быть скрупулезно выписана в таблицу, принята во внимание и, при необходимости, доведена до блогера.
- Работать без маркетингового анализа продукта. Нужно знать все о преимуществах товара и рассказать об этом инфлюенсеру. Чем лучше «специалист по связям с общественностью» понимает это все, тем более качественно он может привлекать людей.
- Договариваться с девочками и мальчиками из соцсетей, у которых блог не имеет тематики, направления, постоянной аудитории, активной поддержки. Например, в Инстаграм есть блогеры-«миллионники», которые абсолютно бесполезны для бизнеса. Выявить их не сложно, обычно подписчиков много, может быть, и лайков немало, но маловато комментариев под постами. Это означает что скорее всего, подписчики «накручены» или страничка реально «мертва». Инфлюенсер в некотором смысле, лицо продукта, и важно найти такое, чтобы не было стыдно.
- Работать с теми, у кого нет нужной целевой аудитории и с «не нишевыми» инфлюенсерами вообще. То есть собачьи сосиски лучше рекламировать у любителей животных, а не в бьюти сегменте.
Ну и, конечно, прежде чем планировать масштабную рекламу, будет полезно провести пробные акции, и посмотреть как реагирует аудитория.
Желаем удачи и побед!