У многих украинских предпринимателей точка зрения, что вдохновить и вовлечь персонал в работу невозможно. Планы не вдохновляют, ведь все понимают, что строить их бесполезно. А с украинского рынка уходить не хочется — важно поддерживать экономику страны. В материале расскажу, как поддержать сотрудников и нацелить на результат во время войны.
Стоит ли закрывать бизнес в Украине
С рынка Украины действительно не стоит уходить. Я слежу за тем, что происходит — я гражданин Украины и большая часть моей международной команды родом оттуда. Несмотря на то, что идёт война, бизнес начинает потихоньку возрождаться и оживать — и тенденция будет ускоряться. Безусловно, на востоке и юге идёт горячая полномасштабная война. Но есть области, находящиеся в большей безопасности (хотя и не в полной) и, в которых не так много разрушений. Я не строю иллюзий: очевидно, что война будет идти ещё месяцы, но при этом бизнес постепенно будет возрождаться.
Украину часто сравнивают с Израилем, который находятся в состоянии непрекращающейся войны и разрабатывает технологии, поднимает экономику. Эта страна не просто выживает, но развивается и усиливается. И мы уже видим, что украинский бизнес, отойдя от первоначального шока, начинает восстанавливаться и развиваться. Хотя я делюсь информацией о том, как перевезти бизнес, но не призываю к тому, чтобы сворачиваться и сбегать из Украины.
Почему сложно мотивировать команду
В чём сложность: колоссальная часть внимания людей прикована к военным действиям, новостям о разрушениях, убийствах. Поэтому руководителям нужно фокусировать людей на работе и говорить о планах на будущее. Они нужны, даже если вам придётся менять их каждый день. Не можете придумать план на месяц, придумайте на неделю и дайте его людям. А дальше смотрите по ситуации — будет день, будет пища. Сейчас планирование достаточно краткосрочное, но вы должны давать людям ориентиры.
Показывайте будущее
Откажитесь от идеи «строить планы бесполезно». Наоборот, здравомыслящие и профессиональные руководители понимают, что нужно строить планы и постоянно их корректировать, возможно, каждую неделю. Это зависит не от нас, а от среды, в которой мы находимся. Мы не можем сильно повлиять на ситуацию: но ни в коем случае нельзя бросать свою компанию и команду.
Наш опыт
Несмотря ни на что, доносите задачи до людей, требуйте исполнения. Конечно, это намного тяжелее, чем в мирное время, но ничего не поделаешь. Моя компания работает точно так же: постоянно приходится что-то решать, кого-то подменять и так далее. Как владелец я не люблю такие периоды в деятельности нашей компании: чтобы не стоять на месте, нужно бежать в два раза быстрее обычного. При этом учитывая, что часть команды находится в Украине и им порой сложно даже подключиться к работе.
Вывод
Ни в коем случае нельзя терять команду. Предположим, у вас достаточно денег, чтобы дождаться окончания войны. Но потом набирать сотрудников и клиентов с нуля будет гораздо дороже. Если вы видите, что ваш бизнес важен сейчас и будет важен после войны — не сдавайтесь. В таком же положении находится огромное количество руководителей и владельцев бизнеса. Всегда лучше попытаться сделать что-то, чем грустить и сдаваться.