PR-индустрия едва ли не первая реагирует на важные события и изменения в мире. К тому же сфера коммуникаций задает тренды и формирует информационный контекст не только в пределах одного государства, но и на глобальном уровне. Чтобы понять, чем жили украинские пиарщики в течение года и чего ждать в будущем, команда LOOQME ежегодно проводит опрос State of PR. Делимся результатами исследования этого года.
Подавляющее количество пиарщиков – женщины. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты исследования, ведь среди опрошенных – 86% специалистов. Большинство респондентов (46%) – молодые специалисты в возрасте от 25 до 30 лет. Подавляющее количество опрошенных имеет гуманитарное образование (19% обучались на журналистике) и проживает в Украине.
48% опрошенных работают на руководящих должностях, а 23% – менеджеры. Преимущественно пиарщики работают в небольшой команде, до 7 человек.
17% опрошенных работают в PR-агентствах, 13% – в сфере ИТ. Несколько меньше – в государственном и общественном секторах.
Где и как работают пиарщики?
В 2023 году у большинства компаний штат PR-команды не изменился, однако у 35% количество специалистов выросло. Только 18% опрошенных рассказали, что за год их команды сократились. Любопытно, что чаще об уменьшении количества работников рассказывали специалисты, команда которых состоит из одного человека. Можно предположить, что в таких компаниях штат сокращается, а все обязанности по PR возлагаются на одного человека.
Подавляющее количество – 83% респондентов – удовлетворены своей работой. Среди общего количества опрошенных только 4% не нравится их работа. Эти цифры коррелируют с уровнем заработной платы: у 52% специалистов она выросла, у 7% – уменьшилась, у остальных осталась без изменений.
74% компаний работают на зарубежных рынках. Примечательно, что треть компаний начала международное сотрудничество уже после начала полномасштабного вторжения. В целом же большинство пиарщиков утверждают, что война оказала большое влияние на их работу. Причем это влияние не зависит от сферы деятельности компании.
Приоритеты, задачи, вызовы
В своей работе подавляющее количество пиарщиков фокусируется на развитии бренда и связях с медиа. Чуть меньше – на коллаборациях и партнерствах, разработке стратегий, антикризисном менеджменте и SММ.
Среди вызовов PR-специалисты называют многозадачность и большие объемы работы. Кроме того, 45% опрошенных считают проблемой недостаточное количество квалифицированных кадров. Также среди болевых точек опрошенные называли непонимание клиентами как работает PR, монетизацию социального капитала, проблемы в коммуникации по получению информации, экспертизы, историй от клиентов.
Больше времени украинские пиарщики тратят на мелкие задачи, подготовку контента для медиа и соцсетей, а также генерирование идей. При этом лишь немногим более трети опрошенных однозначно считают свой PR сейчас эффективным. Интересно, что этот показатель существенно снизился по сравнению с прошлым годом.
Бюджеты
Если в турбулентном 2022 году почти половина компаний снизила бюджеты на PR, а 4% вообще аннулировали их, то в этом году денег в отрасли стало больше. Только 20% компаний сократили расходы на PR, а треть опрошенных рассказала об увеличении бюджетов.
Что по соцсетям и искусственному интеллекту?
Пиарщики часто используют сервисы искусственного интеллекта и веб-аналитики. Преимущественно искусственный интелект используют для написания текстов и генерирования идей для контента.
Традиционно PR-специалисты больше всего в работе используют Facebook. Чуть меньше – Instagram. Заметно возросла популярность TikTok, также ее нарастили LinkedIn и Telegram.
Twitter значительно снизил процент пользования пиарщиками – половина опрошенных вообще не использует эту соцсеть.
КРІ и измерение результатов
43% опрошенных на постоянной основе измеряют результаты своей работы, еще треть делает это ежемесячно. Интересно, что 9% пиарщиков пока не измеряют эффективность работы вообще.
Среди основных метрик, измеряющих результаты: охват публикаций, их количество, вовлеченность в социальных сетях и количество положительных публикаций. Для измерения репутации анализируют присутствие в СМИ и соцсетях, а также отзывы на компанию.
Что дальше?
По мнению коммуникационщиков, в будущем важными навыками станут стратегическое планирование, кризисный менеджмент, работа по данным и их анализ. Также нужны цифровая грамотность и умение работать с искусственным интеллектом. Кроме того, важным навыком станет эффективная коммуникация – как с медиа, так и с аудиторией.
В целом же наблюдается тенденция, когда пиарщик становится универсальным специалистом и охватывает как стратегическое планирование, так и работу с медиа и инфлюэнсерами, SMM и другие аспекты коммуникаций в зависимости от потребностей компании и запросов аудитории.
Полную версию исследования можно получить бесплатно по ссылке.