Тема личностного пиара сейчас одна из самых актуальных в медиа-пространстве. Она вызывает глубокий интерес и касается каждого у кого есть хотя бы профиль в социальных сетях.
Какие истинные цели личностного PR и как его эффективно построить, поделилась Наталья Холод — основатель и директор Агентства коммуникаций «ВАРТО».
Популярность & культ карго
Начнем с истории. Многим сейчас известен термин «карго-культ» — термин, обозначающий поверхностную имитацию чего-либо, без глубинного понимания причинно-следственных связей в надежде получить схожие, с объектом копирования, результаты.
Происхождение культа:
Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты с провиантом для армии. Местные островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за американцами. Тем более, что у них было так много диковинных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи и т.д. Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они рисовали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Затем они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками – и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз – все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.
Война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.
Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.
И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Наверное, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно – надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверное, всё это – магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.
Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие — в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.
Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и оскорбляли тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь».
Как применить культ в наше время? Часто мы питаемся просто скопировать чужой успех, чтобы достичь своего. Мы создаем копию какого-то человека и надеемся повторить его путь, просто изображая внешнее. Ориентируясь на атрибуты популярности, часто не анализируют, что является истинной целью личностного PR?!
Типичные ошибки в личностном PR
Очень часто, когда мы гонимся за результатом и просто копируем внешние атрибуты, мы совершаем много ошибок. Рассмотрим некоторые из них.
Грабли 1. Измерять успех, по принципу «как у кого-то». Личностный PR — это не цель, это средство достижения настоящей цели. История сработает, если она будет уникальной, вашей и про вас.
Грабли 2. Верить, что все зависит от «нужного времени и места». Личностный PR — это работа без выходных. Мало оказаться в центре хайпа или просто засветиться на голубом экране, так вы обретете псевдо популярность, которая закончится так же быстро, как и началась. Для того, чтобы поддерживать свой личностный PR, нужно постоянно быть на слуху, транслировать свою жизнь в режиме реального времени. Здесь не место для истории “один раз засветились”, если мы уже выбрали публичный путь мы его придерживаемся постоянно. В наше время не получится пропасть на год, затем появится и все также быть известным.
Грабли 3. Верить, что с ростом публичности хейт вас не коснется. Чем заметнее вы становитесь, тем большее количество людей это раздражает. И это нормально. Хейтеры станут частью жизни, направьте их яд на хайп для себя и все станет на свои места. Хейтеры это ваши союзники, даже если они этого не планировали.
Грабли 4. Размывать свой имидж на несколько сфер. Популярность не резиновая, на все сферы не натянешь. Если вы выбираете одну нишу своей экспертности, придерживайтесь ее. Не нужно разбираться во всем.
Грабли 5. Считать публичный fuck up концом карьеры. Личностный PR не прощает только одной ошибки – опустить руки. Даже если вы отступились, всегда можно перешагнуть преграды и продолжить шагать вперед. Здесь очень актуальным будет пример Регины Тодоренко и ее высказывание про домашнее насилие. Признала неправоту, принесла извинения в Instagram, выпустила на youtube документальный фильм про домашнее насилие и осталась одной из самых высокооплачиваемых звезд России в Инстаграм. А казалось, что карьере конец.
И еще прежде, чем начать вкладываться в личностный PR, ответьте себе на несколько вопросов:
- Какую цель я хочу достичь с помощью личностного PR?
- В чем я по-настоящему хорошо разбираюсь?
- Чем я отличаюсь от других?
- Кто моя Целевая Аудитория (ЦА) и что им важно?
- Что и где читает/смотрит/знает моя ЦА?
- Какую пользу я принесу?
- Какие мои качества и компетенции важно показывать?
- По каким критериям я пойму, что мой имидж двигает меня к моей цели?