На прошлой неделе министр цифровой трансформации Украины, Михаил Федоров с командой представил новую редакцию законопроекта “Дия Сити”, вариант №4303-д. Уже в ближайшее время документ должны рассмотреть в Верховной раде. Что измениться для IT отрасли Украины рассказывает Президент “Европейской ассоциации программной инженерии” Владислав Савченко.
Из положительного:
Ну во-первых, тот самый диалог между властью и бизнесом, которого не было при составлении первого законопроекта, все же состоялся, и на мой взгляд концептуально Минцифра учла мнение индустрии. В чем-то осталась при своем, но я понимаю, что и у Минцифры есть свои обязательства, мнение депутатского корпуса, Минфин, внешняя политика (кредиты МВФ и т.д.).
Сейчас концепция “Дия сити” выглядит более четкой и приемлемой. Наряду с этим законопроектом уже есть конкретные предложения относительно изменений в налоговое законодательство (что является неотъемлемой частью режима), конкретные предложения по внесению изменений в другие нормативно-правовые акты Украины. Дополнена структура документа в части общих принципов, сроков. Конкретизированы многие принципы и условия приобретения и определения статуса резидента.
Хотя, конечно, переходной период и судебная практика еще будут формировать «правила игры», однако уже все выглядит гораздо прозрачнее.
Обязательное участие в общественной организации (по типу внутреннего органа самоуправления ДИЯСИТИ), а соответственно и обязательные членские взносы отменены. Очень многие представители индустрии, в том числе и мы не особо это поддерживали.
Из главного, войну за ФОП, привязку ряда критериев к вознаграждению ФОПам выиграла Минцифра. Лично я считаю это справедливо. Законопроект не содержит запрета работы с ФОПами, работайте пожалуйста. Однако, давайте будем честны, HR отделы ищут работников, а не контрагентов; оборудования передается некоторым ФОПам не под ссуду, а как рабочий инвентарь; и выполняют разработчики работы именно под руководителем проекта, а не на собственный риск.
Я понимаю, что перестроить систему будет нелегко, особенно компаниям-гигантам, но мы должны называть вещи своими именами.
Законопроект предусматривает ряд специфических для нашей индустрии возможностей, как право определять компенсацию, заключать положение о неразглашении информации, совершение конкурентных действий, не переманивание и т.д. (положительной судебной практики по таким правоотношениям пока почти не существует, и предусмотрение таких норм дает надежду, что ситуация изменится к лучшему.
Единственное что, переходного периода с ФОП на гиг- и фултайм работников в 3 года (как просили некоторые представители индустрии) не будет. Плюс это или минус сказать сложно.
Из отрицательного. Аудиторское заключение, за отмену которого боролся бизнес (и здесь, кстати, было единое мнение со стороны бизнес сообщества) останется и компании обязаны будут подтверждать критерии резидентства именно этим способом. Это вероятно станет основанием для роста цен на услуги (а они и так не дешевые). И этот инструмент, кстати, был заимствован из практики ПВТ (аналогичного режима Беларуси), в целях обеспечения соблюдения резидентами соответствующих критериев.