Что произойдет, если социальные сети снова изменят алгоритмы, или перестанут работать, или страницу бренда заблокируют? Единственный канал коммуникации с клиентом, а соответственно и продаж, будет утрачен.

Мультиканальность
По данным украинского портала Reporter (ноябрь 2024), 60% малого бизнеса в Украине используют соцсети как основной канал коммуникации.
В 2025 году это особенно актуально — Инстаграм уже несколько раз менял правила игры: охват падает, некоторые функции временно не работают, клиенты перестают вас видеть. Поэтому так важно иметь несколько каналов коммуникации. Это не тренд, а безопасность и минимизация рисков. Это то, что даст вам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Что такое мультиканальность простыми словами
Если мы представим, что вы и клиент стоите по разные стороны реки, то Instagram — это мостик от вас к клиенту. И если что-то происходит с мостом — то вы теряете единственную точку контакта со своим клиентом, а соответственно — и возможность зарабатывать.
Мультиканальность — это наличие нескольких мостиков, или точек соприкосновения вашего бизнеса и клиентов. Это присутствие и продвижение бизнеса в нескольких каналах.
Преимуществом мультиканальности является не только уменьшение рисков, но и более быстрое и более вероятное превращение потенциального клиента в лояльного потребителя. Ведь если клиент видит вас не только, например, в Инстаграм, но и получает от вас рассылку на почту, или смотрит ваши видео на Ютуб или ТикТок, или видит вашу рекламу в интернете, или (и особенно ценно — знакомится с вами офлайн), — то вы гораздо быстрее сделаете нужное количество прикосновений и повысите доверие к вам.
Касания — это количество контактов вас и потенциального клиента до момента покупки. Раньше говорили о 7 касаниях, сейчас по разным исследованиям от 10 до даже 22 касаний нужно, чтобы человек приобрел ваш продукт или услугу.
И если иметь только один Инстаграм, а еще и не использовать его в полной мере (сториз, посты, рилз, карусели, эфиры) — то шансы на успех значительно снижаются.
Также важно понимать, где именно находятся ваши клиенты, потому что не все есть в Инстаграм.
Живые примеры мультиканальности в бизнесе:
- Мастер игрушек продавала только через Instagram, но открыла страницу на Etsy и добавила Pinterest. Уже через несколько месяцев она начала получать заказы из Европы и США.
- Онлайн-школа английского сначала коммуницировала только через Instagram, но после запуска сайта и чата на сайте количество обращений клиентов выросло, а ученики стали чаще рекомендовать школу знакомым.
- Фитнес-тренер добавила YouTube-канал с короткими тренировками. Это помогло ей удержать аудиторию даже во время отключений света и найти новых клиентов через поиск в Google.
- Бухгалтер начала выступать на онлайн-нетворкингах и бизнес-мероприятиях и именно там получила нескольких долгосрочных корпоративных клиентов.
Эти примеры показывают: мультиканальность работает не только для крупных компаний, но и для малого бизнеса и экспертов. Иногда достаточно добавить один дополнительный «мостик» к клиенту, чтобы почувствовать результат.
Как выбрать каналы присутствия?
Самое главное — быть там, где ваша целевая аудитория. Где она проводит свое время, чем руководствуется при принятии решений? Если вы поймете это, то продавать станет намного легче.
Можете провести опрос вашей аудитории, определить приоритетные каналы. После этого подумайте, что из этого будет вам больше нравиться. Не нужно выбирать много: 2 или 3 будет достаточно.
Какие есть каналы:
- онлайн (соцсети, e-mail, сайт, платформы)
- офлайн (нетворкинг, выступления, события)
- гибридные (чат-боты, смс)
Как малому предпринимателю или эксперту не выгореть, выбирая стратегию присутствия в нескольких каналах?
Конечно, когда речь идет о дополнительных каналах присутствия, сразу возникают сомнения. Ведь многие еще не полностью освоили тот самый Инстаграм, а о других соцсетях вообще сложно говорить.
- Планировать и готовить контент заранее.
- Делать из одной большой единицы контента несколько маленьких.
Как планировать контент?
Самое главное, что стоит помнить — все, что мы публикуем, должно соответствовать нашей текущей цели бизнеса или блога. Например, если вы сейчас хотите набрать аудиторию — нужен контент на широкую аудиторию, а если прогреваете к покупке продукта — необходимо доносить ценность и объяснять, как улучшится жизнь клиента.
То есть, у нас есть стратегия (что и когда продаем) и в соответствии с ней планируем контент. Лучше всего планировать его на месяц вперед.
Также не нужно делать слишком много контента. Выберите главные темы, которые разбейте на микротемы. По каждой из них подготовьте материал. Для примера возьмем прямой эфир в Инстаграм. После проведения запись эфира можно разделить на небольшие видео и сделать из них релизы, можно сделать из этого статью, которую разделить на посты или карусели, сторителлинги или публикации в других социальных сетях. Таким образом мы можем создать контент минимум на 2 недели только из одного эфира.
Помните о «правиле маленьких шагов»: не нужно запускать все сразу. Начните с еще одного дополнительного канала, который вам действительно нравится, и постепенно масштабируйтесь.
Мультиканальность не означает, что вы должны быть везде. Она означает, что вы должны быть в двух-трех местах, где ваши клиенты действительно вас ищут.
Стратегия на старт: шаг за шагом
- Проанализируйте имеющиеся каналы, действительно ли они приносят клиентов, и какие можно добавить.
- Выберите 1 дополнительный канал — исходя из ресурса.
- Пропишите план действий и в течение месяца следуйте этому плану.
- Проанализируйте полученные результаты (отзывы аудитории, изменения в коммуникации, продажи).
- Составьте план на следующий месяц, используя предыдущие результаты.
Итак, бизнес — это система, а система не может держаться на одной опоре. Если хотите роста и стабильности в своем бизнесе — начните внедрять мультиканальность в свою систему.
Мультиканальность — это не о моде. Это о том, чтобы ваш бизнес был стабильным даже тогда, когда инструменты вокруг меняются. И если сегодня вы сделаете хотя бы один новый мостик к своему клиенту, завтра будете чувствовать себя увереннее.









































































