Каждый год в HR-командах, у секретарей и директоров компаний начинает что-то дергаться во время упоминания о подарках. Неважно, на кого у вас возложена эта ответственность, но непременно встанет вопрос: что подарить на Новый год партнерам, клиентам, сотрудникам? Традиция поздравлений именно в рождественские праздники в Украине крепче офисного кофе. Если вы не из тех, кто «уже все заказал в апреле как обычно», то именно для вас эта подборка корпоративных подарков — вдохновляйтесь. Мы условно распределили их на три категории со своими нюансами. «Ужас» — подарки, от которых, по нашему мнению, уже стоит отказаться. «Норм» — традиционные сувениры, но без души. «Вау» — презенты, которые мы и сами хотели бы получать.
Категория УЖАС: «может, не надо?»
Мы убеждены, что внимание к собственной команде и партнерам всегда лучше молчаливого игнорирования традиций праздника. Но если в вашей нише кто-то задает высокую планку и присылает к Новому году действительно крутые подарки, то представьте, какой сомнительный вид вы будете иметь на их фоне со своим неуместным сувениром! К примеру, к таковым можно отнести кучу брендированной полиграфии. К интерьеру какого офиса (а еще больше — хоум-офиса) подойдет ваш настенный календарь? Зачем партнеру к празднику ваши буклеты? Даже открытки отжили свое.
Не будем иллюстрировать эти примеры реальными предложениями с рынка: вы ведь и так представляете, как это выглядит.
Категория НОРМ: «не хочу — должен…»
Ни к чему не обязывающие массовые презенты: зонтики, флешки, бутылки под воду… Индустрия корпоративных подарков выросла из крошечных полиграфических агентств только благодаря этой категории. Множество менеджеров готово заказывать брендированные предметы ежедневного потребления и просто присылать их партнерам в канун праздников. Они делали это 20 лет назад и не считают необходимым менять привычки. Правда, сами агентства корпоративных подарков каждый год пытаются предлагать новые предметы под брендирование, формируют наборы из них, разнообразят упаковку. В то же время отлично работают над ростом ценника.
Чашки — классика корпоративного сувенира. Если мода возвращается раз в 25 лет, то совсем скоро они снова станут актуальными?
В лучшем случае шарикам найдется место в этом году на офисной елке. А если ее нет? А если она украшена по брендбуку дизайнером на заказ?
Популярная услуга: упаковать обычный шоколад в брендированную упаковку. Но если вы производитель сыра и молокопродуктов, то их лого на шоколадке будет не совсем уместно.
Брендованная игра — интересный ход, но неустойчивая башня: точно не лучшая ассоциация для банка.
Наборы для приготовления глинтвейна, новогоднего печенья или чего угодно — кто-то их применял по назначению? И как вкусовые ощущения? У нас не очень…
Кроме брендированного, вам охотно предложат другой вариант из подарочного массмаркета. И в 99,9% случаев предложение будет с бронебойным преимуществом от украинского производителя. Локальные мастера и мастерицы делают действительно замечательные вещи: посуду, новогодние игрушки, одежду и аксессуары, украшения, лакомства, предметы декора и уюта. Иногда с мастерами тоже можно договориться о брендировании — получится ну почти эксклюзив.
Кроме того, сами магазины и агентства формируют из сувениров и яств новогодние боксы. При этом используются не только украинские продукты. Но в 2022 году следует более тщательно выбирать начинку для бокса. Кто захочет получить под елку сладости под брендами, поддерживающими страну-спонсора терроризма?
Особой популярностью боксы пользуются в IT- и digital-сферах.
Адвент-календари — некая разновидность боксов, но с элементом неожиданности.
Елочные украшения очень актуального дизайна, «папа» держит руку с лобзиком на пульсе.
Еще один вариант бизнес-презентов — ценные, так называемые статусные предметы. Их до сих пор предлагают, значит, кто-то до сих пор их заказывает. Но, по нашему мнению, это искусственно созданный круговорот ненужных вещей. Зажигалки, визитницы, золотые ручки, часы, копии оружия, произведений искусства… Они точно не создают ощущение праздника и никак его не касаются. Поэтому иллюстрировать такие поздравления не будем. Только отметим, что в корпоративном секторе с подарками свободнее, чем в государственном. Однако все же существует предел стоимости, вне которой презенты считаются уже личными или нецелесообразными (например, золотые цепочки). По словам опрошенных менеджеров, речь идет о бюджетах от 2-3 тысяч гривен на сувенир.
И просим не путать все перечисленные варианты с настоящим артом и коллаборациями с художниками. Такие вещи, даже если это снова чашка с логотипом могут без преувеличений стать настоящим ВАУ. К примеру, работа Waone Interesni Kazki x Woolkrafts. Характерный стиль Владимира Манжоса можно узнать на киевских муралах и пледе, который сегодня является коллекционной моделью в линейке Woolkrafts. Да, это не бренд-коллаборация, ведь компании заказывают у этого производителя опять же банальные брендированные вещи.
Но только представьте, насколько круто может выглядеть подарок от локального производителя с атрибутами бренда, переосмысленного художником?
Коллаборации возможны не только с современниками. Так, Этнографический Сборник «Древо» на Полтавщине радостно делится сохранившимися древностями, чтобы по их мотивам создать современные вещи ежедневного потребления: кружки, носки, кепки, футболки. Подобная трехсторонняя коллаборация не какая-нибудь шароварщина и могла бы вывести подарки бренду на уровень ВАУ.
Категория ВАУ: «концепт — контент»
Эксклюзивные предметы, малые тиражи, неповторимые содержания — все с префиксом «вау». Это территория для креатива. И именно это (а не массовое брендирование) настоящая работа с брендом компании, с брендом работодателя.
Пока мало кто использует новогодние праздники как площадку для коммуникации характерного стиля своей организации и ее ценностей. А это отличный повод запомниться и подарить что-нибудь такое, чем партнеры и команда захотят поделиться в сторис. Мы говорим об этом по собственному опыту, ведь каждый год мы в Sasquatch Digital разрабатываем поздравления для своих именно в категории «Вау».
Наш самый успешный корпоративный подарок — кастомизированная настольная игра. На основе классической модели Добл наша команда дизайнеров разработала набор игровых карточек с символами из жизни диджитальщика и рядового офисного жителя. Мы упаковали игру в удобный металлический кейс. Она очень компактная, буквально карманная. Поэтому со стран дружественных нам офисов игра начала мигрировать в бары, пляжи и поезда. Позже мы начали замечать адаптацию добра и в подарках от других компаний.
Дата выпуска Sasquatch-добл: 2019 год, но играют в нее до сих пор!
Создали стикерпак из узнаваемых деталей нашего офисного интерьера (наша фирменная шишка из скейтов, брендированный огнетушитель и т.п.) совместно с KLEI в 2017-м, цвета до сих пор неизменны.
Если есть возможность кастомизировать что угодно так, чтобы это выглядело персонализированно и круто, такой подарок очень ценится. К примеру, наш клиент Jagermeister подарил нам экстралимитированную партию своего продукта.
Подарили партнерам символический оберег, пропитали его содержанием: ассоциации с устойчивостью и защитой, эстетикой улиц и простором для творчества.
Еще один пример, когда чувствуется персонализация бренда. Компания Integrity vision отправила клиентам портативную колонку в виде своего маскота, на котором был QR-код с переходом на корпоративный музыкальный канал.
Даже если таким подарком не воспользуются в новогоднюю ночь, он будет точно занимать заметную полочку в офисе.
Подарок без подарка
Актуальные реалии в Украине ставят целесообразность обычного подхода к корпоративным подаркам под вопрос. С одной стороны, можно сказать «не дадим гадам сломать нам сказку Рождества» и устроить корпоратив с массовой рассылкой праздничных боксов. С другой стороны, есть вариант использования всего финансового ресурса для благотворительности. Sasquatch Digital планирует в текущем году перечислить бюджет креативного подарка на победу. Кстати, и до войны такой подход использовался.
В 2019-м агентство Arriba! разослала партнерам бумажную «птичку» вместо привычных тогда свертков с игристым и конфетами. А «новогодний» бюджет отдала фонду Depaul в помощь бездомным.
В 2020 году сеть EVA также отказалась от корпоративных сувениров в пользу бездомных животных и организации UAnimals. В 2021 году компания повторила инициативу вместе с фондом Happy Paw.
Все изображения взяты из открытых источников и собственных архивов агентства.