Каково видение будущего Украины после войны и какие настроения декларирует бизнес? 2023 год стал еще одним этапом проверки нашей выносливости и мужества. Завершив 2023 год с отметкой более 300 исследовательских проектов, Gradus Research сформулировали 12 ключевых трендов ушедшего года.
Социальные тренды
1. Видение будущего Украины после войны — украинцы склонны демонстрировать надежду, альтруизм и свободолюбие
Несмотря на войну, а, возможно, благодаря ей, общество ожидает нормализацию жизни. Подавляющее большинство респондентов в различных исследованиях Gradus Research в течение года декларируют, что верят в улучшение и ждут его. Кроме того, 2023 продолжил тренд социальной сплоченности. Готовность помочь, уровень доверия к украинцам, вовлеченность в волонтерство — несмотря на определенные колебания находятся на высоком уровне.
Свобода остается неизменной ключевой ценностью для подавляющего большинства украинцев, и ее важность существенно выросла с начала войны. Общество демонстрирует свободолюбие и стремление к демократическому будущему. Несмотря на нарастающую усталость украинцев от войны, наша жажда свободы усиливается с каждым днем.
2. Высокий уровень доверия в обществе и приверженность ВСУ
По данным ряда исследований общественно-политических настроений украинцев, проведенных Gradus Research в 2023, уровень доверия к Вооруженным силам Украины остается высоким и занимает первенство — почти три четверти украинцев выражают такое отношение.
Тот факт, что украинцы с начала войны стали больше доверять друг другу, способствует консолидированности общества. Растущий уровень доверия позволяет нам легче координироваться, донатить на счета незнакомцев и обращаться за помощью не только к людям из круга своих друзей. И самое главное — решать проблемы национальной значимости на уровне «человек-человек». Без доверия такие действия были бы невозможны.
3. Запрос на справедливость
В то же время граждане демонстрируют высокий запрос на справедливость, как внешнюю — враг должен быть наказан, так и внутреннюю — требование преодоления коррупции и реформирования правоохранительной системы, судебной, государственной службы. А сама несправедливость украинцев часто вспоминается среди разъединяющих факторов в обществе.
4. Вовлеченность в благотворительность и волонтерство стабильно растет. Наибольшие усилия украинцы направляют на ВСУ
За последний год вдвое возросло количество людей, которые помогают путём волонтерства, защитной деятельности и поддержки фронта. Такой рост наблюдается за счет желающих присоединиться — результаты проведенных исследований Gradus Research показали, что количество тех, кто только намеревался присоединиться, но не делал этого, уменьшилось по сравнению с прошлым годом.
Лидером в благотворительных взносах стали военные цели — на них направляют средства почти две трети украинцев. Такой существенный показатель вовлечённости в поддержку ВСУ еще раз подтверждает высокий уровень доверия к ним.
5. Растущая диджитализация украинцев
Общество становится все более диджитализованным — в основном украинцы проводят в интернете более 4 часов в день, а активные пользователи — более 8 часов.
В начале пандемии офлайн- и онлайн-покупки конкурировали между собой, и первые были более распространены, поскольку люди имели привычку ходить в магазины и выбирать товар физически. Во время войны произошло еще более глубокое онлайн-погружение украинцев. Проведенные исследования демонстрируют, что почти одинаковое количество респондентов предпочитают оффлайн и онлайн покупки.
6. Самым популярным медиа для употребления новостей среди украинцев остаются мессенджеры, но также растет значение короткого видео-контента
Хотя мессенджеры и остаются лидерами для чтения новостей с начала войны, о чем свидетельствуют данные исследований медиапотребления Gradus Research, значение Youtube и других типов короткого видеоконтента для украинцев также растет. Тот факт, что люди все чаще выбирают видео-формат контента может свидетельствовать об усталости от чтения новостей и растущей популярности формата видеоблогов. Это также может быть объяснено тем, что в начале войны украинцы предпочитали получать самую оперативную информацию, которая быстрее всего может быть издана именно в текстовом формате. Сейчас, когда события разворачиваются уже более умеренно — люди готовы не потреблять быстрые форматы, а ждать более наглядные — видео.
7. Объем обязанностей украинских женщин во время войны увеличился, но, несмотря на это, наблюдается высокий уровень удовлетворенности семейной жизнью, ведь выросло осознание ценности партнера
Война расширила функционал женщин и увеличила нагрузку на них. В частности, возросли их финансовые обязанности, усилились чувство ответственности за воспитание детей и активность в планировании жизни семьи. Но несмотря на психологические вызовы, высокий уровень стресса, постигшие украинских женщин переезды и страхи, они демонстрируют высокий уровень удовлетворенности семейной жизнью. Война заставила семьи стать более слаженными: партнеры стали больше ценить и поддерживать друг друга в отношениях, и физическая разделенность не мешает в этом.
Тренды украинского бизнеса
1. Бизнес демонстрирует выносливость и остается в Украине
Миграция украинцев за границу, вызванная полномасштабным вторжением россии в Украину, ощутима и отражается на функционировании украинских компаний. Несмотря на вызовы, связанные с дефицитом кадров, поиском новых и сохранением текущих рынков сбыта и клиентов, обеспечением безопасности персонала, многочисленные исследования Gradus Research свидетельствуют об активной позиции бизнеса и готовности решать эти вопросы. Решительные действия в восстановлении человеческого капитала компании ожидают и от государства — из-за борьбы с коррупцией, поддержки предпринимательства и создания новых рабочих мест.
Одновременно, бизнес склонен оставаться в Украине: и традиционный бизнес, и стартапы в подавляющем большинстве декларируют, что не нуждаются в релокации.
2. Бизнес все больше планирует краткосрочно, однако склонен строить активные и умеренные стратегии развития
Горизонт планирования бизнеса сократился во время войны — большинство украинских компаний, по данным исследований Gradus Research, планируют свою деятельность с интервалом на год вперед или меньше.
В то же время бизнесы в Украине продолжают с оптимизмом смотреть на перспективы роста, и в основном закладывают планы активного или умеренного развития в свои стратегии.
3. Украинский бизнес активно поддерживает ВСУ и население
В целом можем констатировать, что вовлеченность украинских компаний в решение социальных вопросов высока с начала войны — подавляющее большинство из них вовлечены в такие инициативы. Наибольшие усилия сосредотачиваются на поддержке военных, развитии общин, социальной защите, здравоохранении и образовании. Наиболее распространенными способами помощи, декларирующими бизнес, являются перечисление средств непосредственно адресатам, вовлеченность через партнерские благотворительные или общественные организации и самостоятельная реализация социальных или собственных волонтерских программ.
Инициатива в большинстве случаев исходит от владельцев или руководителей бизнеса, и чаще всего именно они занимаются функциями, связанными с реализацией таких проектов.
Стоит отметить, что даже компании с годовым оборотом до 100 тысяч гривен находят возможность донатить на социальные нужды ежемесячно продукцией, деньгами или волонтерством. Более того, подавляющее большинство бизнесов готово продолжать эти социальные инициативы и после окончания полномасштабной войны. А это еще раз демонстрирует силу горизонтальных связей в украинском обществе.
4. Владельцы и топ-менеджеры украинских компаний стали работать более тесно и слаженно
Полномасштабное вторжение россии в Украину спровоцировало возвращение собственников к более активному участию в операционном управлении своих бизнесов. Когда Gradus Research проводили исследования взаимодействия топ-менеджмента и владельцев компаний, то проследили значительное повышение эффективности их коммуникации — в частности, руководители стали больше доверять фаундерам, отметили, что испытывают с их стороны значительную поддержку, и в целом декларируют удовлетворенность своими полномочиями и свободой действий в компаниях.
5. Бизнес трансформируется, чтобы выжить
По сравнению с прошлым годом существенно возросла доля бизнесов, подвергшихся частичной или полной отраслевой трансформации, или нуждающихся в ней. В целом, по данным исследований Gradus Research, бизнес приспособился к вызовам войны, и большинство украинских компаний работают в довоенном режиме.
«Украинцы уже почти два года войны демонстрируют скорую адаптацию к тем условиям, в которых мы оказываемся. Однако, конечно, накапливается усталость от войны и неопределенности, поэтому следующий год может показать другую социальную динамику», — комментирует Евгения Близнюк, социологиня, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research.
Опросы были проведены исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18-60 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону. Точные даты и объемы выборок исследований указаны по ссылкам.