Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг не так давно озвучил свои амбициозные планы по модернизации компании. Акцент не будет направлен на рекламу, которая приносит основной доход, или на масштабирование самой сети, которая уже насчитывает около трёх миллиардов пользователей в месяц.
Он видит её будущее иначе: Facebook уже не будет так тесно связан с созданием социальных сетей и оборудования для их поддержки. Его целью будет создание мира, называемого метавселенной.
Это модное слово из Кремниевой долины стало идеей фикс для всех, кто пытается напророчить будущее технологий в следующее десятилетие, и, таким образом, на этом заработать.
Метавсленная – это цифровое пространство, в котором смешивается виртуальное и реальное, которое позволяет людям перемещаться и контактировать в виртуальной среде, интернет, в котором вы находитесь, а не просто наблюдаете.
Теперь вы будете задумываться не только о том, где щелкать мышкой и каким постом поделиться, а и о том, куда сходить, как двигать своим телом, на что смотреть.Это прямой путь к вашему подсознанию, и это золото для информационного капиталиста.
Первоначально термин был придуман писателем-фантастом Нилом Стивенсоном в его романе 1992 года «Снежная катастрофа». Он описывал виртуальный мир, принадлежащий корпорациям, где конечные пользователи рассматривались как граждане антиутопической корпоративной диктатуры.
В общем, гигант социальных сетей хочет, чтобы вы жили, работали и играли в его цифровом мире.
Метавселенная – способ спасти репутацию?
Цукерберг объявил о плане создания 10 000 новых высококвалифицированных рабочих мест в Европейском Союзе в течение следующих пяти лет, а также заявил, что инвестирование в ЕС дает множество преимуществ, включая доступ к большому потребительскому рынку, первоклассные университеты и высококлассные таланты.
Несмотря на свою историю скупки конкурентов, Facebook утверждает, что метавселенная не будет построена в единолично и пообещал сотрудничать. Недавно он инвестировал 50 миллионов долларов в финансирование некоммерческих групп, чтобы помочь «ответственно построить метавселенную». Но он считает, что на реализацию этой идеи потребуется еще 10-15 лет.
Некоторые критики говорят, что последнее объявление призвано восстановить репутацию компании и отвлечь внимание после серии разрушительных скандалов в последние месяцы.
Речь идет об откровениях информатора Фрэнсис Хауген, которая работала менеджером по продукту в группе гражданской честности в Facebook. Внутреннее исследование Facebook показало, что Instagram, которым он владеет, влияет на психическое здоровье подростков, чем компания, естественно, не захотела поделиться с общественностью.
Фрэнсис Хауген говорит:
«Если Facebook изменит алгоритм, чтобы сделать его более безопасным, они будут зарабатывать меньше денег».
Действия корпорации осуждает и Джерод Венема, основатель, и генеральный директор компании LiveSwitch по видеосвязи в реальном времени:
«Все, что делает Facebook, находится в закрытом пространстве, контролируемом их инженерами и администраторами. Цукерберг, вероятно, видит в этом расширении метавселенной способ более полно погрузить свою базу пользователей в Facebook и получить от них еще больше данных и долларов».
Нескончаемый офис
Владелец Facebook также работает над концепцией «вечного офиса», который будет позволять нам создавать идеальные рабочие места с помощью виртуальной реальности. Уже вложено немалые средства, а именно 2 миллиарда долларов, чтобы приобрести Oculus, которая разрабатывает свои VR-продукты.
Виртуальные конференц-залы под названием Horizon Workrooms будут доступны бесплатно для всех, у кого есть Oculus Quest 2 в странах, где поддерживается система VR.
Horizon будет рабочим помещением, которое позволит организовать виртуальные встречи удаленно, как если бы люди были в одной комнате. Например, он включает в себя такие функции: виртуальная доска, отслеживание клавиатуры и рабочего стола, отслеживание рук, потоковая передача с удаленного рабочего стола, интеграция видеоконференцсвязи и пространственное аудио.
«В будущем, вместо того, чтобы обсуждать рабочие дела по телефону, вы сможете сидеть как голограмма в моем кресле, и это действительно будет ощущаться так, как будто мы находимся в одном месте, даже если мы в разных штатах или на расстоянии сотен миль друг от друга», — говорит Марк Цукерберг.
Пользователи смогут получить доступ к этим пространствам со своего компьютера или через гарнитуру VR Oculus Quest 2. В первом случае человек присоединится через веб-видеозвонок, а во втором он будет интегрирован в качестве голограммы.
Проблемы концепции метавселенной
Несмотря на то, что VR технологии уже давно на рынке, всё еще не похоже, что они массово внедрились в нашу жизнь.
По данным Facebook, они продают «Oculus Quest 2» миллионами единиц в год, но и другие технологии вроде игровых приставок, ПК, планшетов и мобильных устройств абсолютно не уступают на рынке.
Генеральный директор Twitter Джек Дорси высмеял «метавселенную» — идею, которую генеральный директор Facebook продвигает как будущее всего интернета. Дорси заявил, что считает эту идею антиутопической.
Цукерберг считает, что с VR необходимо буквально находиться внутри этих миров. Но спросите у большинства игроков, и многие скажут, что они там уже живут. Вы можете создать гигантское социальное пространство, где все гуляют в виртуальной реальности, машут друг другу, и все же, реальный контент того, что вы создаете, должен быть интересным.
Главный идеал метавселенной – не быть тем, кем вы являетесь на самом деле, и способностью быть кем угодно. Facebook с трудом позволит вам использовать вымышленное имя и занят сбором всех ваших личных данных, которыми он делится с рекламодателями по всей планете.
Основным принципом Метавселенной является способность скрыть свою истинную личность и сохранить всю конфиденциальность, о которой вы могли бы мечтать. Это полная противоположность Facebook.
Цукерберг говорит о том, что в его кресле будет сидеть голограмма его сотрудника, будто это своего рода вершина опыта метавселенной. Это крутая технология, но не метавселенная, и думаю, что он упускает из виду суть всей концепции, а также то, почему люди вообще хотят, чтобы эта вещь была создана.
Они не хотят сидеть на кушетке друга, как голограмма. Они хотят побывать на виртуальном концерте знаменитости, и носить костюм персонажа Marvel в Готэм-сити.
Мало верится, что Facebook действительно решится на изменение бизнес-модели, которая так успешно им служила много лет, чтобы сменить приоритеты в сторону конфиденциальности пользователей или давать пользователям какое-либо значимое мнение о том, как будут использоваться их поведенческие данные в метавселенной.
Ситуация ещё усложняется тем, что новая концепция всё ещё не является до конца понятной. Этот термин был изобретен писателем-фантастом Нилом Стивенсоном для описания виртуального мира, в который люди сбегают из антиутопического реального мира. Теперь его внедряет одна из крупнейших и самых неоднозначных компаний в мире, и ей придется объяснить, почему стоит погрузиться в собственный виртуальный мир.