Франшизы захватили весь мир. С одной стороны, абсолютно неоригинально и неинтересно, что и у меня в родном городе, и в центре Мадрида есть клонированные кофейни. Кругом «по-домашнему в тапочках», с другой стороны, если умеют варить сносный кофе, то все не так уж и плохо. Привычное качество и цены, удивления конечно не будет, как и разочарований. Откровенную бурду в равных условиях приготовить сложно.
Важно, что кто-то решил не оригинальничать с названием, идеологией и концепцией кафе, а купить лицензию, чтобы работать под именем популярного бренда.
Вот это стандартизированное право называется «франшиза», а человек, который открывает дело по франшизе, — «франчайзи». По сути, он такой же владелец бизнеса, как и остальные, кроме того, что решил не изобретать велосипед, а взять его на прокат.
Далее мы подробно разберемся с тем, что такое и как работают франчайзи во франчайзинге (прошу прощения за каламбур).
Что такое франчайзинг?
Франчайзинг — это право пользоваться торговой маркой, бизнес-моделью, фирменными атрибутами и открывать бизнес под аналогичным названием.
Для покупателя все выглядит, как будто он посещает одну и ту же сеть в разных городах, на самом деле это разные кампании, объединенные внешней атрибутикой.
Конечно, те, кто желает клонировать бизнес (франчайзи) платят владельцам бренда за использование бизнес-модели, но риски несут сами, как и снимают сливки в случае удачного старта.
Какие бывают франшизы?
Есть масса вариантов франшиз. Кроме всем известных фастфудов и кофеен, существуют сотни направлений бизнеса, среди них проекты в:
- сельском хозяйстве (например, выращивание чеснока, бататов и специй);
- сфере бьюти (парикмахерские, массажные, СПА);
- иностранных языках;
- торговле;
- обучении взрослых и детей;
- ремонте и строительстве;
- турбизнесе;
- отрасли кредитования;
- в производстве;
- в коучинге и тренингах;
- в пекарском деле.
Далее в статье мы еще будем возвращаться к вопросу выбора ниши.
Подробнее о франчайзерах и франчайзи
Франчайзер — тот, кто предоставляет право пользоваться своей бизнес-моделью. Его цели:
- сделать так, чтобы бренд был на слуху (реклама);
- обеспечить хорошую репутацию у конечных потребителей;
- убедить франчайзи (тех, кто приобретает франшизу) в выгодности бизнеса;
- подготовить понятную и простую в реализации бизнес-модель;
- помочь держать уровень сервиса на высоте по всей франшизе.
Франчайзи — предприниматель, который желает открыть бизнес по франшизе, то есть воспользоваться правом на приобретение названия, атрибутики и всего, что ассоциируется с избранным брендом.
Цели франчайзи:
- подобрать выгодную и доступную в реализации франшизу;
- проанализировать потенциальную популярность услуги;
- просчитать затраты на покупку и внедрение франшизы, а также сопутствующие расходы;
- запустить бизнес и довести до окупаемости и прибыли.
По ходу развития франшизы, владельцы бизнеса предоставляют франчайзи:
- поддержку в рекламе и продвижении;
- содействие в оснащении брендовыми аксессуарами и атрибутами;
- возможность повысить квалификацию, проходя фирменные семинары;
- консультативные услуги.
Чаще всего, права и обязанности сторон оговариваются в договоре, и они достаточно прозрачны и понятны на момент приобретения франшизы и всего действия контракта.
Pauschale и Royalty
Есть два основных вида платежей, которые перечисляют франчайзи владельцам франшиз: Pauschale и Royalty.
Паушальный платеж — это единоразовая сумма, которую вносят за подключение к франшизе. Это важный момент, и зачастую не копейки. Франчайзи ориентируются на паушальный платеж при выборе франшизы. Это первоначальный взнос, оплатив который они подписывают документы по сохранению коммерческих секретов и после этого считаются полноправными участниками бизнеса.
Роялти — регулярные отчисления за франшизу, могут составлять от 1 до 10%. Эти проценты — то, ради чего работают франчайзеры. Чем больше клиентов купят франшизу, тем больше роялти они получают, и тем прибыльнее бизнес.
Кому это выгодно?
Особенность бизнеса по франшизе заключается в том, что он выгоден для всех участников процесса. Здесь заинтересованы франчайзеры и франчайзи.
Если франчайзер добросовестно относится к своей работе и прилагает усилия к тому, чтобы помочь клиентам поставить бизнес на ноги, тем самым он обеспечивает и свое будущее. Чем больше сеть франшизы, тем больший доход с роялти можно получить. Соответственно, когда франчайзи работает добросовестно, он обеспечивает прибыль себе и поступления владельцу торговой марки.
Можно сказать, что это модель бизнеса в которой всем выгодно хорошо работать. Владелец стремится дать качественные консультации и тем самым помочь франчайзи. Тот же старается внедрить эффективные наработки и получить прибыль.
Какие существуют франшизы, и как работают франчайзи
Чтобы найти перспективную идею для бизнеса, можно воспользоваться одним из каталогов, например: franch.ua или franchise-capital.com.
Открываем любой из этих сайтов и находим массу идей для бизнеса.
На что тут обращать внимание:
- На общий характер проекта, то есть тематику и отрасль. Для успешного ведения бизнеса нужно ориентироваться в нише.
- На данные франчайзера: кто он, как работает и каких достиг успехов.
- Время появления и популярность франшизы. Если проект на рынке 10 лет и у него 2 франчайзи, может быть что-то не так.
- Стоимость входа в бизнес, то есть паушальный платеж и роялти.
- На то, какую помощь оказывает франчайзер, как обучает и консультирует.
- Общий объем инвестиций и выход на окупаемость.
- Также важно понимать, сколько дней потребуется на то, чтобы запустить проект.
- Географические и демографические характеристики. Есть проекты, которые не будут эффективны в малых городах и поселках, и наоборот.
- На такие требования как размеры помещений, наличие парковки, тип района, санитарные нормы, количество сотрудников.
Сложности франчайзинга
Как и у любой другой сферы бизнеса, у франчайзинга есть свои специфические проблемы. Наиболее «популярная» — задержка запуска бизнеса. Дело в том, что в описании к каждой франшизе идет ориентировочный срок, за который можно запустить дело, но это в идеале или в штатном режиме. На практике, если вы не имели опыта в нише, все может быть сложнее и продолжительнее. Чего только стоит ремонт в офисе, обучение сотрудников и отладка рабочих процессов.
Будьте готовы к тому, что все не так быстро, как хотелось и ожидания редко совпадают с реальностью. Также не нужно ждать, что, если вы покупаете франшизу, то всю работу за вас сделает ее владелец, рассчитывать можно только на себя. Придется учиться и вкалывать каждый день. Ну и иногда случается так, что информация по франшизе изначально содержит очень оптимистические прогнозы, поэтому, прежде чем заключать договор и вносить оплату, полезно будет ознакомиться с отзывами тех, кто уже в деле.
Ну и в конце нужно ответить на вопрос, что же такого дает франшиза, чего невозможно сделать без нее? Ответ — ничего существенного, кроме рабочей, проверенной схемы ведения дел. При этом, практика говорит о том, что процент удачных бизнесов выше там, где используют готовые модели, а значит имеет смысл обратить на франшизы особое внимание.