Учитывая реалии 2022 года, хочется поклониться перед каждым владельцем маленького и среднего бизнеса, который продолжает работать и, несмотря ни на что, развивается. Представители этого сектора экономики — невероятно отважные люди, потому что рискуют всем каждую секунду. Но ничто не сможет остановить их — они украинцы, а значит, они победят.
Вывести свой бренд на рынок новой страны, где другое налоговое законодательство, отсутствует логистика, языковой барьер и культурные особенности, удивительно сложно. На агентство, которое готовило украинцев к экспансии европейских рынков, легла большая ответственность. В рамках программы помощи малому и среднему бизнесу за креативную часть проекта отвечала команда маркетингового агентства Nebo ideas agency, которая должна была вдохновить и предоставить конкретные советы каждому из участников.
Чтобы вдохновить участников, работу с брендами открывала лекция «Креатив вопреки» Ольги Кокошко, CEO Nebo. Сейчас каждый бизнесмен преодолевает столько вызовов: война, кризис, бюджеты, законодательство, правила рынка, капризные клиенты, что невозможно не устать, и ты понимаешь, что работаешь вопреки самому себе. Маркетолог рассказала брендам о вдохновении, структуре и особых «вишенках», которые должен придумывать бренд, выходя на новый рынок. Но подчеркнула, что самое трудное — быть лучше себя вчерашнего.
Следующим этапом команда Nebo провела рабочие сессии с участниками пилотной программы и представила свой взгляд на архитектуру брендов и последующие шаги по выходу на рынки Европы. Аналитик Юлия Ассонова составила чеклист, за которым удобно сверяться, исправлены ли все ошибки и доработаны ли малейшие детали, которые важны бизнесу для выхода на зарубежные рынки.
Держите чек-лист, сохраните и проверьте себя:
- Соблюдайте законы. Покорять мир это хорошо, но сначала убедитесь, что покорили законы Украины. С 2019 года обслуживать потребителей в стране нужно на государственном языке. А с июля 2022 года стартовой для посетителей должна быть страница на украинском. Однако до сих пор на сайтах встречаются такие ошибки, как креативы на русском, русизмы, непереведенные куски текста. Покажите свою ответственность и серьезно подойдите к этому вопросу.
- Регистрируйте ТМ. Если по определенной причине вы до сих пор не сделали этого для своего бренда — не медлите. И помните, что регистрировать ТМ нужно в каждой стране в отдельности.
- Убедитесь в уникальности названия и логотипа. Похожая идея, в том числе и визуальная, может появиться одновременно у нескольких людей. Проверьте на Global Brand Database и со своими юристами, не нарушите ли вы право на чужую ТМ.
- Латинизируйте нейминг. Кириллицу понимает и использует менее 10% стран. Позаботьтесь о транслитерации своего названия на упаковке для экспорта. Таким образом ваше название смогут и прочесть, и загуглить.
- Не оскорбляет ли ваше название кого-то? Прежде чем выходить на рынок другой страны, посмотрите, не означает ли нейминг что-то плохое или оскорбительное на их языке. Особенно сленгом или диалектом. Например, когда Coca-Cola заходила на рынок Китая, их название читалось как Kekukela, что в переводе означало Укусить воскового головастика или кобыла, набитая воском, в зависимости от диалекта. Поэтому пришлось поиграть с произношением, чтобы получить хорошие ассоциации.
- Сделайте англоязычную версию сайта. Но убедитесь в качественном наполнении. Вы больше заинтересованы в зарубежных партнерах и покупателях, чем они в вас. Поэтому позаботьтесь об их комфорте.
- Не экономьте на редакторах. Незначительные ошибки — это нормально, но неграмотные тексты бросаются в глаза. Заплатите специалисту, который все проверит.
- Позаботьтесь о качественном контенте на сайте: визуальный и текстовый. Добавляйте несколько фото продукта с разных ракурсов, показывайте детали, способ использования. То же касается и информации — не жадничайте. Хорошие описательные тексты + подробные характеристики — и вы заинтересовали клиента.
- Оптимизируйте сайт. Он должен корректно отображаться на разных девайсах.
- Анализируйте страну для экспорта. Каждая нация имеет свою культуру и традиции. Внимательно ознакомьтесь с ними, чтобы понять и не оскорбить свою потенциальную аудиторию. Например, для бренда детской одежды Татошка команда Nebo предложила создать коллекцию по мотивам известной польской книги для детей Karolcia Марии Крюгер. Это покажет, что бренд понимает аудиторию и завоюет ее лояльность.
- Изучите конкурентов. Не забудьте посмотреть на основных игроков на международном рынке в вашей и смежной категориях. Какая у них упаковка? Что они продают и сколько это стоит? Как выглядит их продукт? Какие у него преимущества над вашим и наоборот, чем уникальны вы? Какую коммуникационную платформу заняли конкуренты, что они обещают? Ответьте на эти вопросы и станет понятнее, с кем вы имеете дело и какую стратегию вам нужно выбрать.
- Не бойтесь меняться. Фирменный стиль — это визитная карточка вашего бренда. И его периодически нужно обновлять. Следите за трендами и создавайте аутентичный дизайн. Закладывайте в цвет, лого, шрифты не только красоту, но и философию вашего бренда. Все это должно быть гармонично и работать на ваш бизнес.
Каждому из брендов придется проделать много домашней работы, чтобы подготовить себя и свои продукты к выходу на новый рынок. Кейс Nebo ideas agency и бренда IGROTEСO, участвовавшего в предыдущей программе, яркий пример того, каких результатов может достичь компания без страха перемен.
IGROTEСO коренным образом обновили свой фирменный стиль, упаковку и стали современными и интересными для потенциального потребителя. Новая айдентика оказалась столь удачной, что команда использовала ее даже в дизайне корпоративного торта. Это очень круто и очень радует креативщиков, ведь доказывает, что клиент действительно полюбил свою новую визуальную форму.
Поэтому в рамках новой Программы поддержки малого и среднего бизнеса, созданной вместе с Министерством цифровой трансформации Украины, Офисом по развитию предпринимательства и экспорта, Дія.Бізнес и при поддержке Правительства Великобритании в исполнении Kyiv School of Economics, каждый из 20 участников получил не только общие рекомендации и практические советы именно для своего бренда, но и по две креативные идеи продвижения, направленные на поиск как бизнес-партнеров, так и конечного покупателя.
Так, для бренда Framiore креативщики Nebo предложили создать коллаборацию с женщинами-политиками Польши, стран Балтии или премьером Финляндии и подарить каждому красивое платье от украинского производителя в благодарность за их поддержку Украины в ее борьбе за свободу. Такой жест может стать хорошим PR-ходом для бренда.
А для бренда одежды для домашних любимцев Noble Pet предложили идею продвигать одежду для четырехлапых через необычный канал коммуникации — прогноз погоды. Например, если по прогнозу надвигается дождь или похолодание, ведущий напоминает, что нужно не забывать о своих друзях и одевать их соответственно.
Аналитическая работа агентства на этом не закончилась. Чтобы помочь каждому из участников стать лучше Иван Кушпель, артдиректор Nebo, подробно проанализировал визуальную часть их диджитал-каналов и предоставил профессиональные советы. В частности, Иван подчеркнул, что в дизайне не существует мелочей, поэтому стоит уделять внимание даже таким деталям, как кликабельность иконки соцсетей. Если она не работает, потенциальный партнер или покупатель вряд ли будет искать страницу бренда самостоятельно.
Каждый участник получил советы, кому нужно обновить бренд, а кто получил комплименты с незначительными штрихами в виде предложений подобрать дополнительный шрифт. Но главное — быть яркими и смелыми в визуальном проявлении.
Например, в программе помощи малому и среднему бизнесу агентство Nebo сотрудничало с компанией, которая производит дегидрированную продукцию — Panfruit. Чтобы показать, что фрукты, из которых удалили воду, так же вкусны и красивы, как и обычные, была создана серия сравнительных картин, где из сублимированных ягод, яблок и груш собрали выдающиеся натюрморты, в частности Сезанна и Ван Гога.
Идея таким образом демонстрировать продукцию Panfruit оказалась настолько простой и универсальной, что бренд сможет использовать ее в коммуникации и на польском рынке, ведь картины обладают всемирной славой и знакомы миллионам. Но конечно будет поправка на польский рынок, где мы предлагаем польским потребителям покупать Panfruit и создавать натюрморты известного польского художника Збигнева Копания.
Завершающим этапом работы с участниками в блоке маркетинга стала лекция «Как украинскому бизнесу эффективно продавать через маркетплейсы» от основателя компании и профессионального сообщества Amazon-продавцов EamCommerce Дениса Нестеренко и соучредителя маркетингового агентства «Цель» Дмитрия Машталира. Маркетплейсы — это чрезвычайно динамично развивающийся рынок, который будет только наращивать объемы. К примеру, только в США за два года объемы продаж в денежном измерении увеличились в 4 раза. А в третьем квартале 2022 года составил рекордную сумму 1,02 триллиона долларов.
Надеемся, что у участников пилотной программы все получится, ведь весь мир увидел, что украинцы никогда не сдаются и всегда прилагают максимум усилий для победы.
Команда Nebo ideas agency гордится тем, что присоединилась к поддержке невероятных и крутых бизнесов.