С каждым годом IT-индустрия развивается все стремительней. Если оглянуться, то мы увидим, что за последний год на IT-рынке произошли серьезные изменения. Пандемия зацепила все отрасли и не обошла IT-сферу. 2021 год стал годом высокого спроса на настоящих специалистов в своей нише. Многие айтишники сменили свои приоритеты в работе: больше стали сотрудничать с зарубежными компаниями и сделали упор на стабильность. В то же время IT-индустрия стремительно расширяется, а значит возрастает спрос на профессиональные кадры. Компании борются за каждого кандидата Middle-Senior уровня, прилагая самые разные усилия, чтобы найти и удержать его у себя: усиливают HR-бренд, повышают квалификацию рекрутеров, повышают заработные платы внутренних IT-специалистов.
С учетом прошлых годов, в 2022 году нас ждет новая ветка изменений. Рынок только продолжит расти еще больше. Согласно последнему прогнозу Gartner, Inc. мировые расходы на IT в 2022 году составят 4,5 триллиона долларов США, что на 5,5% больше, чем в 2021 году.
Украинский IT-рынок тоже не отстает. Тот же стремительный рост и недостаток кадров приводят к ожесточенной борьбе за кандидатов. Но есть и плюсы: компании, которые хотят крутых специалистов в свои команды начинают качественно менять подход к их привлечению. Есть надежда, что в 2022 году украинские компании станут более открытыми и поймут, что объединения в профильные комьюнити — это путь к развитию, решению своих основных болей, а также осознают, что это собрание единомышленников, которые всегда готовы помочь и поддержать друг друга.
Любовь Мочалова, CEO «Европейской ассоциации программной инженерии» EASE, рассказала редакции Marketer о том, какие изменения произошли в IT-сфере за год ее работы в Ассоциации.
— Что сейчас происходит на рынке IT в Украине? Как он изменился за последний год?
Второй год карантинов принес рекордный запрос на услуги разработки IT-продуктов. Следовательно, главный тренд рынка — колоссальное количество открытых вакансий.
Топ-менеджмент украинского айти стал искать способы быстро привлечь в свои команды лучшие кадры. Это привело к тому, что компании начали заниматься пиаром, SEO продвижением своих корпоративных сайтов, привлекать бизнес-консультантов и усиливать HR-бренд своей компании.
Еще один тренд, который мы наблюдаем — высокий рост культуры привлечения инвестиций и даже выхода на мировую биржу.
Так, в 2021 году Grammarly привлекла $200 млн с оценкой $13 млрд, украинский стартап по онлайн-образованию Preply привлек 35 миллионов долларов инвестиций, People.ai — $100 млн инвестиций, в результате чего оценка компании превысила отметку $1 млрд, а Gitlab вышел на IPO на бирже Nasdaq и их акции сейчас торгуются по $77.
Это медленное, но уверенное вхождение украинского IT в мировую историю бизнеса.
— Какие главные боли IT-сферы сегодня?
Невозможно ответить на этот вопрос однозначно, т.к. боли зависят от масштаба компании и этапа ее развития.
Маленьким и новым организациям не хватает экспертизы, персонала и времени на правильные бизнес-процессы. Ведь часто это команда разработчиков, которые ушли с галеры и создали свой стартап по аутсорсу. И до поры до времени они не задумываются о пиаре, маркетинге, построении отдела продаж, они просто пилят заказы, им некогда. Но в момент, когда приходит вопрос о расширении, все эти боли вылазят наружу.
Тут, к слову, очень выручают нишевые IT-сообщества, где можно найти и нужную экспертизу, и узнать как прошли точки боли более опытные коллеги, и даже получить нужный пиар и маркетинг.
Что касается больших компаний, то в Украине их немного и, предполагаю, они чувствуют себя относительно стабильно. Их главная задача — сохранять репутацию, не участвовать в публичных скандалах и находить время на социальные проявления. К слову, тема найма у них такая же актуальна, как у коллег по рынку, но им нанимать сотрудников легче, учитывая устоявшийся HR-бренд.
— Почему важно объединяться?
Готовность объединяться — это определенный уровень сознания и статуса по пирамиде Маслоу. Люди, которые думают на уровне закрытия базовых потребностей для себя и для своей команды, не смогут посмотреть в сторону объединения. Потому что вступать в то или иное сообщество — это готовность не только брать, но и отдавать, вкладываться. Если говорить про Украину, то собственников бизнеса откровенно разбаловали бизнес-клубы. Они привыкли к модели взаимоотношений «я заплатил, вы меня кружите«.
Нам в Ассоциации приходиться нелегко, чтобы сломить в этом ключе целых два устоявшихся стереотипа. Во-первых, в сообществе нужно активно принимать участие. И это не про то, чтобы приходить на вечеринки, когда у тебя появился свободный вечер. Это про давать экспертное интервью, работать на мастермайндах, выступать с лекциями и делиться экспертизой — одним словом, вкладываться в общее понятие «сильный IT-бренд Украины«.
И второе, за что мы долго боролись — чтобы участие в сообществе принимала вся команда IT-компании, а не только фаундер и СЕО.
— Взаимоподдержка и взаимопомощь — это, скорее, про западный подход. Насколько такой формат поведения «заходит» в Украине?
Да, на Западе культура и бизнес, и нишевых тематических сообществ более развита. Они просто раньше нас поняли, что в объединении сила.
Рынок IT в Украине, наверное, самый закрытый из всех. Тут боятся, что украдут идею или переманят разработчика в свою компанию, и поэтому предпочитают держаться особняком. Но дело в том, что рынка хватит на всех. В сообществе, в том числе, можно быстрее находить то, что ты бы искал втихаря сам: заказы, инвесторов, команду, знания.
— Что стало отправной точкой в создании комьюнити?
Мы как активная и очень продуктивная команда в 2020 году столкнулись с тем, что не видим для себя сообщества, в которое лично нам бы хотелось вступить. Чтобы дела делались, а не декларировались для галочки, а интересы на рынке и на государственном уровне отстаивались для всех, а не только для нескольких мастодонтов IT.
Так и получилось: мы ворвались быстро и громко. И спустя год работы продолжаем только наращивать обороты. Кому-то это не нравится, и я могу их понять: сидеть на попе ровно уже не получится.
По состоянию на конец 2021 мы объединяем 40 компаний, а это около 5000 представителей IT-индустрии, которые работают в направлении Software разработки, UI/UX Design, hardware, робототехники, космической робототехники, IP-телефонии, Cloud Services, EdTech, IT-юриспруденции, кибербезопасности.
— Какую пользу могут получить IT-компании в профильном комьюнити? Могут ли IT-компании закрыть свои боли в сообществе?
Когда к нам приходит компания, которая потенциально хочет присоединиться к EASE, мы всегда выясняем основной ее запрос. Как молодое сообщество, мы можем себе позволить быть гибкими и сфокусироваться на реальных потребностях каждого. Самые частые — это, конечно, подбор релевантного персонала, усиление бренда компании и личного бренда топ-менеджмента. А также получение возможности общаться с «живыми людьми из сферы в условиях реального времени».
IT-сообщество — важный шаг в построении бренда Украины в мире.
Брендом страны нужно просто заниматься, системно и монотонно. Конечно, можно пенять на государство и говорить «они нам не дали», «они не сделали». А можно стать причиной крутых изменений и объединить вокруг этой светлой идеи большую экосистему людей. Мы выбрали второе.