Пообщались с управляющим партнером NGN.agency — Владимиром Галикой про карантин и диджитал. Что делать? Что изменилось и как будет дальше?
Как стоит вести себя глобальным брендам в посткарантинный период: менять стратегию или не стоит переобуваться?
Стратегия — это виденье как из одной точки развития бренда перейти к следующей. И чтобы этот путь был оптимальным, он не может быть константой. Поэтому стратегия может и должна меняться, если на пути возникли непредвиденные препятствия, преодолевать которые дольше и сложнее, чем их обойти.
Они могут быть и в абсолютное спокойное для бизнеса время, а тем более во время пандемии. Поэтому мой ответ такой: часто делать честные срезы текущего состояния рынка и компании, помнить о конечных целях стратегического этапа и адаптироваться. В самых сложных ситуациях нужно менять не только путь достижения цели, но и сами цели. Особенно это справедливо для брендов завязанных на оффлайн. Хотя онлайн компании тоже могут меняться, у них потенциально открылось больше возможностей — есть смысл подумать о более агрессивной работе в маркетинге и своем сегменте рынка.
Как брендам подружить диджитал и коронавирус? Можешь привести самый крутой пример коммуникации, которую встречал за карантин.
Очень люблю наш кейс для компании Верес, когда запустился флешмоб и компании начали при помощи своих продуктов повторять разные туристические места, которые недоступны сейчас. Это подход коммуникационный, есть варианты когда менялся и сам бизнес — Амазон ввел ряд новых услуг и временно перестал учитывать длинную доставку как негативный фактор в рейтинге продавцов.
Короткий ответ простой — польза и здравый смысл.
Каких активностей люди сейчас ждут от брендов в диджитале?
Тут можно вернуться к прошлому вопросы — пользы и здравого смысла. Гигиена, по возможности быстрая доставка, адаптация к текущим условиям и т.п.
Как прошел Мастермайнд для малого бизнеса, в рамках которого команда NGN.agency консультировала бизнес и давала рекомендации касательно диджитала в период карантина? Поделись инсайтами?
Мы пообщались с несколькими десятками маленьких украинских компаний. Это была очень заряжающая активность, 9 из 10 настроены позитивно, ищут пути, даже бизнесы которые сильно задело. Некоторые быстро реализовали простые рекомендации по оптимизации рекламы и это дало рост, другие прислушались и изменил бизнес модель (это всегда тяжелое решение), таких было 4, у трех из них все круто, 4-е пока не делились данными, но там обычно длинные продажи и предварительно они довольны результатами.
Вообще эта активность меня еще раз убедила в том, что маленьким и микробизнесам часто нет смысла тратить свои бюджеты на агентства и фрилансеров, базовые вещи можно выучить и делать самостоятельно. Во что действительно стоит инвестировать — работа с экспертами, 2-3 часа консалтинга с опытным человеком может продвинуть такие бизнесы гораздо дальше чем небольшая оптимизация таргетинга или правки на сайте. За эти 2-3 часа бизнесмен получит опыт, который собирался годами, а иногда десятками лет. Это сложный сдвиг парадигмы — платить не за конкретную работу, а за какие-то «советы», но это правда работает. Я так делаю для своих небольших стартапов, так советую друзьям и если серьезно относиться к таким консультациям, они окупаются в сотни и тысячи раз и очень быстро.
Как ты видишь развитие диджитала после карантина?
Я бы не делил на “до” и “после”, никто не махнет флагом и не скажет — все, эта гонка окончена, теперь работаем как обычно. Даже формальное окончание карантина для диджитала ничего глобально не изменит. Но думаю еще больше бизнесов поймут, что диджитал это не еще один канал коммуникации, это среда, в которой нужно жить, постоянно работать, максимально автоматизировать и собирать данные. В общем, все уже много лет говорят о «надо делать диджитал эко-систему» — правда надо, и этот термин из теории в презентациях будет все активней превращаться в реальные рабочие инструменты, где контент, его продвижение, аналитика, построение гипотез, интеграция с оффлайном и многое другое работают вместе на единый результат.
И заключительный вопрос, топ-3 на что брендам надо обратить внимание в своей коммуникации?
- Здравый смысл. А он может появиться только если у вас четкие вводные, поэтому аналитика и постоянные замеры.
- Контент — вся ваша коммуникация это контент (и баннер, и шрифт который вы выбрали для сайта и даже аватарка вашего директора), он должен быть актуальным и поддерживать единую стратегию. Надо работать быстро, оптимально и использовать современный визуальный язык. Какие крутые медиа-показатели вы бы не получили, без правильного контента они просто цифры.
- Сбор данных. Это правда важно — начните хотя бы с правильной настройки аналитики на сайте, установке кодов ремаркетинга, сегментирования аудитории. В тусовке диджитал специалистов это уже вроде бы прописные истины, но все еще у огромного количества компаний эти вопросы не решены. Собирайте данные, даже если не знаете что с ними пока что делать, в будущем скажите себе спасибо.